Брехт Бертольд

Немецкий драматург и поэт Бертольд Брехт является одним из известнейших фигур театра Европы второй половины ХХ века. За свою жизнь он прославился не только как талантливый драматург, пьесы которого по сей день собирают аншлаги на мировых театральных сценах, но и как создатель нового направления под названием «политический театр».

Будущий драматург родился в 1898 году в городе Аугсбурге (Германия). Еще в годы обучения в гимназии Брехт начал увлекаться театром, но после ее окончания по настоянию родителей поступил в Мюнхенский медицинский университет.

Решающую роль в судьбе поэта сыграла встреча с Леоном Фейхтвангером, известным немецким писателем, который разглядел талант юноши и убедительно порекомендовал ему серьезно заниматься литературой. Именно в это время Брехт заканчивает написание своей первой пьесы «Барабаны в ночи» и она ставится на сцене одного из театров Мюнхена.

К 1924 году драматург оканчивает университет и переезжает в Берлин. Здесь ему посчастливилось встретиться с известным режиссером Германии Эрвином Пискатором, с которым он создает «Пролетарский театр». Учитывая тот факт, что собственных денег для заказа пьес у известных драматургов, они не имели, Брехт начал писать пьесы самостоятельно. Начал он с того, что переделывал уже известные пьесы или писал инсценировки полюбившихся литературных творений для еще непрофессиональных актеров.

Первым подобным опытом Брехта стала «Трехгрошовая опера» (1928), созданная на основе книги английского поэта и драматурга Джона Гея «Опера Нищих». Основой ее сюжета стала история нескольких бродяг, которые находились в поисках средств существования. Пьеса сразу же полюбилась зрителю, поскольку нищие еще никогда не были главными героями в театральных постановках.

Немного позже Брехт и Пискарт перешли в Берлинский театр «Фольксбюнне», в котором состоялась презентация второй пьесы Брехта «Мать» по роману М. Горького. Отчетливо заметный пафос драматурга соответствовал духу того времени. Ведь именно тогда в стране происходили поиски будущего государственного устроя Германии.

«Приключения бравого солдата Швейка», являющаяся инсценировкой романа Я. Гашека, стала следующей пьесой Брехта. Народный юмор, комедийные житейские истории, а также яркая антивоенная направленность привлекли внимание многих зрителей. Вместе с тем пьеса стала неугодной фашистам, которые к тому времени уже были при власти.

В 1933 году все театры Германии были закрыты, и Брехт был вынужден покинуть страну. Вместе со своей женой Еленой Вайгель, к тому же известной актрисой, он перебирается в Финляндию. В это время он пишет пьесу «Мамаша Кураж и ее дети». Основой пьесы стал сюжет из немецкого фольклора, где описывались приключения одной торговки во времена Тридцатилетней войны. Он переносит действие пьесы в Германию, в то время как там в самом разгаре первая мировая война. Пьеса имела характер предостережения против новой войны.

Более отчетливую политическую окраску приобрела пьеса «Страх и отчаяние в третьей империи», в сюжете которой Брехт осмелился раскрыть причины, по которым фашисты пришли к власти.

С приходом второй мировой войны драматург покидает Финляндию, т.к. она стала союзницей Германии, и переезжает в США. С собой он привозит и несколько новых пьес, таких как «Жизнь Галилея», «Господин Пунтилла и его слуга Матти» и «Добрый человек из Сезуана». Сюжетной основой этих пьес являются фольклорные сюжеты народов мира, к которым Брехт добавил немного философского обобщения, что превратило пьесы из народной сатиры в притчи.

Для того чтобы как можно лучше показать зрителю свои убеждения и идеи, драматург занимается поиском новых средств выражения театрального действа. Теперь постановка происходит в непосредственном контакте со зрителем. Актеры смело выходят в зал, предоставляя возможность зрителю почувствовать себя одним из участников театрального действия. К тому же, в своих пьесах Брехт начинает активно использовать зонги - песни, включенные в канву сюжета, которые исполняются профессиональными певцами. Зрители были в восторге от таких «нововведений».

После окончания второй мировой войны, драматург снова переезжает в Европу, а именно в Австрию. Там с огромным успехом ставятся его пьесы, написанные во времена пребывания в Америке. Среди них «Карьера Артуро Уи» и «Кавказский меловой круг». Первая пьеса стала своеобразным ответом на фильм Чарли Чаплина «Великий диктатор». По словам Брехта, этой пьесой он хотел сказать то, чего не договорил великий комик.

В 1949 году Бертольда Брехта приглашают в ГДР, там он занимает должность руководителя и главного режиссера театра «Берлинер Ансамбль». Здесь он получает неограниченные возможности для развития творчества и театральных экспериментов. Именно на сцене этого театра состоялись премьеры всех пьес и инсценировок известных произведений мировой литературы, в частности пьес М. Горького и Г. Гауптмана. Теперь Брехт был не только автором, но и режиссером.

Одной из особенностей драматургии Брехта стала нетрадиционная организация театрального действия. Драматург не считал обязательным максимально воссоздавать реальность на сцене, исходя из этого, он отказался от объемных декораций и заменил их белым фоном, на теле которого было лишь несколько основополагающих деталей, которые указывали на место действия. Свет оставался ярким, но без каких-либо дополнительных эффектов. Актерская игра была размеренной, часто труппа импровизировала на сцене - это делало зрителя соучастником действия и заставляло активно переживать героям спектакля.

Брехт и его театр объехали много разных стран по всему миру, в том числе и СССР. Именно здесь в 1954 году его награждают Ленинской премией мира.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Брехта Бертольда представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.