Борхес Хорхе Луис

Борхес Хорхе Луис - аргентинский поэт, прозаик, публицист. Он прославился своей фантазийной прозой, отличающейся лаконичностью и имитирующей философские размышления (или в виде детективно-приключенческой повести). Вместе с единомышленниками зарождал новое течение авангардистской поэзии в испаноязычной Латинской Америке.

Детство

Борхес родился 24 августа 1899 года в Буэнос-Айресе. Наследнику испанских и ирландских корней, Борхесу дали полное имя - Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо, впрочем, которым он никогда не назывался, как принято в Аргентине. Родители его матери были выходцами из известных еврейских семей Португалии, Асеведо и Пинедо. Леонор Асеведо Суарес умерла в возрасте девяноста девяти лет и до самой своей смерти жила с сыном. Сам же Борхес не раз повторял, что в нем намешана кровь басков, андалузцев, евреев, англичан, португальцев и нормандцев.

В семье свободно говорили на двух языках - английском и испанском. Маленький Хорхе Луис очень рано выучился писать и читать, заинтересовался поэзией, а «La visera fatal», свой первый рассказ, написал в семилетнем возрасте. К десяти годам он перевел «Счастливый принц» Оскара Уайльда.

Отец Борхеса, тоже занимавшийся литературой, ослеп, и с молчаливого согласия семьи, он понял, что ему предначертано стать писателем и, несмотря на унаследованное от отца слабое зрение, осуществить то, что не успел сделать Борхес-старший.

Первый опыт несправедливости мира мальчик получил в школе, куда пришел сразу в четвертый класс, чем вызвал насмешки одноклассников. Учителя же ни помочь ему, ни дать что-то новое оказались не способны.

Жизнь в Европе

В 1914 году Борхесы отправились отдыхать в Европу. Но началась Первая мировая, и семье пришлось остаться в Женеве, где Хорхе Луис с сестрой закончили школу. К моменту поступления в лицей Жана Кальвина парень уже выучил французский и написал на нем свои первые стихи. В 1918 году Хорхе уехал в Испанию, где быстро нашел друзей среди поэтов-авангардистов и стал одним из ультраистов. Впервые его стихотворение опубликовал журнал «Греция» в декабре 1919 года.

Возвращение на родину

После возвращения в Аргентину в 1921 году Борхес продолжил свои ультраистические эксперименты в нерифмованных стихах. Еще делая свои первые шаги в литературе, он уже прекрасно владел словом, знал языки и проявлял немалую эрудицию и познания в философии. В родном Буэнос-Айресе поэт учредил собственные журналы «Призма» и «Проа».

В 1923 Борхес снова засобирался в Европу, но перед его отъездом в свет выходит его первый сборник стихов «Жар Буэнос-Айреса», иллюстрировала который его сестра.

Через некоторое время Борхес увлекся фантазийной прозой, натурализма которой он достигает вплетением в общее повествование именами реальных людей, современных писателей, фактами собственной биографии, а также историческими событиями в Латинской Америке. Чего стоит только его детективная история «Смерть и буссоль», в которой интеллект человека пытается противостоять хаосу. Или рассказ «Фунес, чудо памяти», история о человеке, который пытается победить не дающие ему покоя воспоминания с помощью логического мышления.

Проведя год в Испании, биография Борхеса сообщает о том, что он вернулся в Буэнос-Айрес, где окончательно осел. Много печатался в периодике, завоевав славу яркого авангардиста. Однако ультраистические увлечения быстро наскучили ему, и Хорхе Луис стал экспериментировать в новом направлении, в котором бы сочетались метафизические и реальные сюжеты.

Но и это творчество не смогло удержать его надолго, и он ушел в литературу, полную фантастики и магии. В это же время у него появился новый друг, семнадцатилетний Адольфо Биой Касарес, ставший надолго его соавтором.

30-е годы у Борхеса отмечены написанием многих эссе по искусству, истории, литературе и кино. Его многочисленные таланты требуют удовлетворения на других поприщах. Так, он становится рецензентом иностранных писателей и поэтов в журнале «El Hogar», переводчиком Вирджинии Вульф для издательского дома «Sur», становится автором антологии классики аргентинской литературы. Возможность сочетания вымысла с реальностью настолько овладевает им, что он пишет критические обзоры несуществующих книг.

Смерть бабушки, а затем отца в конце 30-х вынудили Борхеса взять на себя содержание семьи. Поступив на службу хранителем муниципальной библиотеки, писатель провел, по его словам, девять самых несчастливых лет. Возможно, из-за травмы головы, полученной при падении со стеллажа и, как следствие, стремительно падающего зрения. Несмотря на трагические события, именно в эти годы автор создал свои первые литературные шедевры, а его карьера библиотекаря позже увенчалась назначением на почетную должность Директора Национальной аргентинской библиотеки.

Хорхе Луис Борхес, Адольфо Биой Касарес и Сильвина Окампо создали Антологию фантастической литературы в 1940 году, а позже Антологию аргентинской поэзии. В эти же годы ими написаны и изданы детективная серия о доне Исидро Пароди, и «Ficciones», получивший Гран-при Аргентинского союза писателей.

Летом 1944 года Борхес познакомился с Эстель Канто, любовь к которой подвигла его написать лучший свой рассказ «Алеф». К сожалению, ни к чему больше не привели, и в 1952 году его муза покинула его. В 50-х Борхес снова вернулся к поэзии, теперь уже классически рифмованной, элегической, затрагивающей волнующие лабиринты жизни, как открытой бесконечной книги.

Тогда же к нему приходит признание не только на родине, но и за пределами Аргентины. Назначение его Президентом Союза писателей Аргентины, выход в Париже сборника «Вымыслы» в переводе на французский, многочисленные публикации в Аргентине его рассказов и эссе, издание в 1953 году полного собрания сочинений, выход в прокат фильма Леопольдо Торре Нильссона по рассказу «Дни ненависти» - так имя Хорхе Луи Борхеса начало свой путь к мировой славе. 1955 год, ознаменовавшийся военным переворотом, свергшим власть Перона, стал вехой для Борхеса, как значимой общественно-публичной фигуры. Он становится директором Национальной библиотеки, а затем входит в состав Аргентинской академии литературы и преподает в Университете Буэнос-Айреса немецкую литературу. В этом же году писатель становится окончательно незрячим.

Поездка в Соединенные Штаты в 1972 с лекциями во многих известных университетах приносит Борхесу немало наград за заслуги в мировой и американской литературе, а в 1973 году ему присуждается звание Почетного гражданина Буэнос-Айреса. Борхес покидает пост в Национальной библиотеке.

В 1975 режиссер Эктор Оливер экранизировал рассказ Борхеса «Мертвец». В том же году после смерти матери писателя часто замечают в обществе с Марией Кодама, его ученицей, которая и стала впоследствии его женой. Молодая женщина после университета поступила к слепому Борхесу секретарем, взяла на себя часть переводов, и, будучи японкой по отцу, приобщила мужа к японской культуре.

Самой престижной премией Сервантеса, которую присуждают за заслуги в испаноязычной литературе, Борхес был награжден в 1979 году. «Делатель» (1960), «Хвала тени» (1969) и «Золото тигров» (1972) - сборники его поздних стихов. Книга «Атлас», сборник стихов и путевых заметок, вышедший в 1985 году стал его последней публикацией при жизни. Тяжелобольной раком печени и поражением легких, Борхес переезжает в Швейцарию, где и умирает 14 июня 1986 года, не дожив до восьмидесяти семи лет. Похоронили мирового классика на Женевском Кладбище Королей.

Позже, в 2009 году Аргентинский Национальный Конгресс выразил желание о перезахоронении праха прославленного соотечественника в Буэнос-Айресе, но вдова писателя категорически отказалась от этой инициативы.

Всего, уже второй половине жизни, Борхес был удостоен множества почетных мировых и национальных премий и званий.

Самый знаменитый памятник Хорхе Луи Борхесу находится в Лиссабоне, в парке центра города. Аргентинец Федерико Брук, автор композиции, изобразил ладонь Борхеса, символизирующую дух поэта. Как утверждает скульптор, монолит сделан со слепка руки писателя, который он снял еще в 1980 году. На открытии памятника в 2008 году присутствовала Мария Кодама, вдова и хранительница наследия классика, а также глава Фонда Борхеса.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Борхеса Хорхе Луиса представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.