Боратынский Евгений Абрамович

Пожалуй, в русской истории литературы не было такого замечательного поэта-философа, пишущего о глубоких чувствах и мыслях, вкладывавшего смысл в каждую строчку, каждое слово...

Предки Евгения Абрамовича Боратынского - польские дворяне - прибыли в Россию в 17 веке. Его отец, Абрам Андреевич, служил в свите Павла Первого, мать, Александра Федоровна, была фрейлиной второй супруги Павла I.

Родился Евгений Баратынский в имении своего отца в Тамбовской губернии 2 марта 1800 года.

До восьмилетнего возраста он воспитывался в деревне под присмотром «дядьки»-итальянца, от которого выучил итальянский. Также Евгений мог хорошо изъясняться на французском, именно на этом языке по моде того времени разговаривали в семье.

В 1808 году его отправили в Петербург для учебы в немецком пансионе. В это время Евгения Баратынского постигла трагедия: умер отец. И он, и вся семья тяжело пережила эту потерю. Мать Евгения готовит его для поступления в Пажеский корпус.

Бесшабашные друзья по корпусу и их абсолютно не невинные развлечения доводят Баратынского до трагически тяжелого проступка: за кражу его исключают из корпуса и запрещают служить в любых чинах, кроме рядового.
Баратынский раздавлен случившимся. У него случается нервный срыв, который откладывает отпечаток на всю жизнь будущего поэта.

После исключения из корпуса он первое время живет в деревне у своего дяди. Там он начинает писать стихи. Сначала на французском, затем появляются первые опыты на русском. В 1819 году его стихотворения уже достаточно зрелые и интересные. Тогда же стихи Баратынского начинают печататься.

В этом же году он поступает на службу в Лейб-гвардии Егерский полк. Посещая литературные кружки Санкт-Петербурга, знакомится с поэтами «пушкинской поры» - Дельвигом, Кюхельбекером и другими. Но все также остается замкнутым, молчаливым и сумрачным.

В составе полка он попадает в Финляндию. Природа этой суровой страны отражается в стихотворениях Евгения. Рядовой Баратынский продолжает писать, кропотливо работая над каждым словом, порой переписывая стихотворения по нескольку раз. Его стихи романтичны, элегичны, в них часто звучит мысль о смерти, зле, добре как о равнозначных состояниях. Состоя при штабе графа А. Закревского, Евгений влюбляется в жену генерала, что также отражается в стихотворных настроениях.

В 1825 году ему присваивают офицерский чин. Это событие заметно оживляет Баратынского, прибавляет ему жизненных сил. Вскоре он выходит в отставку и уезжает в Москву. Там он сходится с кружком писателей, продолжает писать стихотворения, в 1826 году публикуется его поэма «Эда», наполненная впечатлениями финляндского пребывания.

В том же 1826-м он женится на Настасье Львовне Энгельгард и поступает на службу в Межевую канцелярию, но вскоре оставляет службу. Брак с Настасьей Львовной не был безоблачным: она обладала истеричным характером и часто заставляла мужа страдать от своих нервных всплесков. От дома Баратынских отошли те друзья, которые любили собираться у поэта раньше. Но по признанию самого Баратынского, он с женой начинает жить спокойной семейной жизнью, успокаивается.

Он, по-прежнему, много пишет, в 1827 году выходит в свет его сборник лирических произведений, в 28-м и 31-м годах 19 века публикуются его поэмы. Критика по-разному оценивает Баратынского, но его творчество находит горячий отклик в пушкинской среде поэтов. Он печатается в альманах и сборниках.

Со временем его стихотворения приобретают философский характер.
В это время он живет то в Москве, то у себя в имении; в 1839 году во время поездки в Санкт-Петербург знакомится с Лермонтовым.

Со времени женитьбы поэт приходит к выводу, что лучше поэзии ничего нет, следит за творчеством других поэтов, несколько раз критически выступает по поводу произведений Пушкина. Однако Баратынский искренне уважает и любит Александра Сергеевича и тяжело переживает его смерть.

В 1842 году в свет выходит сборник стихотворений «Сумерки», получивший нелестную оценку критики.

В 1843 году сбывается его заветная мечта: он едет в Европу. В Париже знакомится в поэтами, свои стихи переводит на французский. Весной следующего года он отправляется в Неаполь через Марсель. После очередной истерики жены у него начинает сильно болеть голова, и 11 июля 1844 года он скоропостижно умирает.

Евгений Баратынский жил и творил в прекрасную эпоху поэтов-дворян, которые, как камертон, воспринимали и передавали настроения общества, чувствуя малейшие перемены и веяния начала 19 века.

Всю жизнь страдавший из-за своей юношеской провинности, находившийся вне сословий, даже получив впоследствии офицерский чин, Баратынский не смог до конца стать «своим» среди ставшего чуждым дворянского сообщества. Баратынский, хорошо знакомый с Пушкиным, свое позднее деревенское уединение не воспринимает как ссылку, в отличие от Александра Сергеевича, для него это отдых от суеты и людей, не понимающих его мыслей и стремлений.

В каких-то общих чертах творческий путь этого поэта схож с путем Пушкина. Оба начинают с подражаний лучшим образцам элегической поэзии, оба пишут романтические поэмы, оба в финале приходят в своем творчестве к реалистическому восприятию мира.

Однако Баратынский по-своему оригинален, что не раз отмечал Александр Сергеевич. Он резко индивидуален, глубоко одинок, замкнут во внутреннем мире горестных дум о природе человечества и его судьбах.

Опустошение и ущербность жизни, которая постепенно приводит к смерти человека, ощущение того, что жизнь напрасна и пуста, а вечность - бессмысленна, и исцеление от бренности бытия - это смерть - таковы настроения философской лирики Баратынского.

Природа, окружающий мир - все это только служит для передачи состояний души. Для своего времени Баратынский оставался «белой вороной» лирики, являясь в своем творчестве близким к символистам.

С другой стороны, будучи дворянином, он с неприятием относится к надвигающемуся новому строю - капиталистическому, и это находит отражение в его творчестве. Баратынский старается следовать основам классицизма, оставаясь его принципам всю жизнь. Помимо элегий из-под пера поэта выходят мадригалы, эпиграммы, есть место в его творчестве и такому интересному жанру, как «надпись в альбом». Его лирические стихотворения очень часто завершаются острым «пуэнтом» - неожиданным, даже порой ироничным и колким словом или холодной любезностью.

Он пишет вычурно, пафосно, в его словаре много архаизмов, синтаксис сложен и даже порой запутан. Все это - дань поэтике 18 века, в которой Баратынский видит образец для себя. Его поэзия рассудочна, в каждое слово он вкладывает, в первую очередь, мысль, старается заставить читающих его стихи задумываться, а уж затем - чувствовать. Такая поэзия была мало характерна для поэтов пушкинской поры, за «мысль в поэзии» на него постоянно нападали критики.

Баратынский скрупулезно работает над каждым словом, добиваясь кристальной чистоты, краткости в изложении мысли, практически в каждый звук вкладывая смысл. Следуя избранному стилю, поэт часто рисует в стихотворных строках зимний пейзаж, как символ чистоты, успокоения, отчасти даже смерти. Это - лучшее состояние по сравнению с суетой и пестротой летнего мира. Жизнь земная, по его мнению, неизменно должна прийти к смертному успокоению, и эта смерть - не зло, а вечное отдохновение усталой души.

Баратынский, как Сальери, разбирает поэзию «по нотам», считая ее не выражением чувств, а кладезем знаний о добре и зле, о разного рода человеческих поступках и том, что движет человека совершать добро или зло, хорошее или плохое. Для него лирика - наука о человеке и его мыслях. Однако, раскладывая поэзию на мысли, считая себя главным ее выразителем, Баратынский ощущает неподъемный гнет тяжести постоянной мыслительной деятельности, рои мыслей не дают ему возможности ни на минуту перестать думать. Такое положение двойственно: с одной стороны, он не воспринимает поэзию в другой форме и старается усовершенствовать свою «поэзию мыслей», с другой стороны, противоречие между мыслями, идеалами и действительностью приносит мучительную душевную боль поэту. Он пишет, что увлекшись изысканиями ума и развивая умствования, человечество слишком близко подошло к краю пропасти, и дальше - только его гибель. Эти умозаключения Баратынский воплощает в целом ряде стихотворений, овеянных мрачными предчувствиями.

Душа поэта устала и измучена переживаниями, и его уже не радуют ни весенние дни, ни журчанье ручейка, ни молоды побеги. Подчеркивается чувство безысходности контрастами: легкий ветерок не может всколыхнуть тяжесть души, терзаемой сомнениями: нужен ли поэт в эпоху просвещения и развития наук? Не лучше ли ему уйти в мир иной и воспевать тени прошлого, быть на олимпе рядом с богами Эллады.

В стихотворениях позднего периода он затрагивает еще одну мысль: не лучше ли смирить жаждущий открытий ум христианской верой?
Человек, признающий долгое время только доводы разума, Баратынский в последнее время старается избежать изысканий ума.

Поэт вырабатывает свой, ни на кого не похожий поэтический язык, полный символов и обращений к древностям, со сложным синтаксисом и тяжеловесными восклицаниями. Баратынский ставит себя вне времени, меж нескольких эпох, растекаясь от античности и классицизма до символизма будущего. Сам поэт признает свой неповторимый поэтический почерк достоинством.

Поэмы Баратынского также не вписываются в общую канву русской лирики 19 века. Это не романтические произведения, как у Пушкина, а рассказы о событиях, происшествиях и приключениях, обличенные в стихотворную форму. Широкой популярности поэмы Баратынского, вышедшие в свет одновременно с более яркими поэмами Пушкина, не приобрели, однако заняли свое уникальное место в русской литературе. Герои его поэм отличаются дьявольски сильным характером, вокруг которого закручивается сюжет. Поэт исследует жизнь души, павшей на самое дно мирозданья, обуреваемую низшими страстями.

Поэзия Баратынского своеобразна и уникальна. Нашедшие отклик в душах читателей и критики первые элегические подражания приносят поэту недолговременный успех. «Стихи разума» позднего Баратынского вызывают отрицательное отношение критики, которое становится «надгробной плитой» на творчестве поэта, закрыв его от читателей на многие годы.

Испробовав первым в творчестве символические приемы, Баратынский возрождается для читателя в эпоху символизма. Его творчество оценивают по достоинству и возводят в один ряд с классиками - столпами русской поэзии 19 века.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Боратынский Евгений Абрамович представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.