Берроуз Уильям


Уильям Берроуз - один из самых известных американских писателей. Он родился 5 февраля 1914 года в Канзасе. Семья Берроуза была весьма состоятельной, поэтому он смог получить гарвардское высшее образование, а также имел возможность путешествовать и учиться в Европе.

В 1940-м году он знакомится с будущими участниками круга битников, принадлежность к которому станет определяющим фактором в его жизни, тогда же впервые он пробует себя в качестве писателя. Но первая его книга будет опубликована уже в зрелом возрасте, когда Берроузу исполнится 39 лет. К концу жизни на его счету будет около двух десятков романов, а также десять сборников малой прозы.

В России произведения этого автора появятся в конце 90-х годов, и к настоящему моменту, надо заметить, уже большая часть из них переведена на русский. Творческий путь писателя ознаменован большим количеством трудностей, однако он смог их преодолеть. Его творчество повлияло на современную культуру, в частности, поп-культуру: литературу, кинематограф и музыку. Посмертно в 1997 году выпускаются книги с его интервью. Издаются его письма, критические работы по многим произведениям; выпускаются главные романы писателя, которые приурочиваются к «круглым датам» по отношению к самым первым публикациям Берроуза. По его книгам снято немало фильмов, к примеру, самый известный - «Обед нагишом» (1991), под руководством Д.Кроненеберга.

В его творчестве выделяют в основном три идеи и темы, проходящие лейтмотивом через весь творческий путь автора. Это наркотическая зависимость, всеобъемлющий контроль и гомосексуализм. Берроуз прошел через огромное количество стычек с законом из-за пристрастия к наркотикам. Именно поэтому он не раз возвращается к этой теме в своих произведениях, особенно в художественных текстах и публицистике. Берроуз прошел курс лечения от наркотической зависимости в лексингтонской клинике. Сам он позже отмечал, что технология лечения, которую к нему применяли - это наркотико-заменитель, не больше. И такое лечение непременно ведет к рецидивным случаям, о чем знал каждый врач.

Берроуз часто писал о политике. США, по мнению Берроуза, не иначе как кошмар современности, поскольку ответственные за внешние отношения, да впрочем и за внутреннее устройство страны, политики - люди исключительно невежественные, «рассадник зла». Он писал, что именно они порождают наркотики, истерию, расизм и косную религиозную мораль, а также протестантскую капиталистическую этику и назойливую миссионерскую политику. И нет угрозы властям, кроме молодежных забастовок - это решение проблемы, но совершенно нереальное. Молодежь с годами становится пассивнее и страшится любого проявления своего несогласия с властью, а та, в свою очередь, умело этим пользуется.

Берроуз всегда отмечал связь между всеобъемлющим контролем и сексом - этакими табу, которые связаны с главными аспектами жизни человека. Писатель видел способность контроля общественного сознания и принимал это. Он считал, что отношения между мужчинами и женщинами нужно изменить радикально, будучи уверенным в том, что контактировать они должны в исключительно редких случаях. Берроуз выдвинул утверждение, что семья - это принципиальное препятствие прогресса, все потому, что дети воспитываются не иначе как женщинами. К тому же, он поддерживал версии психоаналитиков, которые были убеждены в том, что неврозы, возникающие у родителей, всегда передаются их потомкам.

По мнению Берроуза, гомосексуализм никак не связан с наркотиками. Все вопросы, которые он поднимал о гомосексуальности, наиболее подходят к эссеистике, но никак не наркотической зависимости. Самая интересная вещь у Берроуза это «энигма 23». Это увлекательная теория о вере в предопределенность всех жизненных ситуаций человека. В частности, он убежден, что число 23, а также все его составляющие, в судьбе каждого играют роковую роль.

О себе Берроуз писал, что он и писатель, и автор, и священник, потому как все настоящие авторы должны быть пасторами. Он был глубоко верующим человеком, набожным. При этом, однако, он ненавидел библию и евангелие, называя его гнилым и задыхающимся от невежества, глупости и фанатизма, со всеми их пороками и ненавистью.

Стилистические особенности

Стиль письма у Берроуза с момента начала творчества («Джанки», 1953) до времени создания ключевых работ («Голый завтрак», 1959, «Трилогия Нова», первая половина 1960-х) постоянно видоизменялся и модернизировался. Его рассказы «Интерзона» выполняют функцию обобщения всего творчества писателя. Сборник составляет общую картину всех стилистических примочек, которые Берроуз использовал для написания своих уникальных текстов, статей, рассказов, книг. И хотя все рассказы в сборнике различны по своей текстуре и направленности, они в полной мере раскрывают стилевые черты его творчества, которые будут присущи всем работам автора, вплоть до самых последних.

Основным, пожалуй, можно выделить аспект, который разительно отличает творчество автора от себе подобных, это «метод нарезок», который захватил писателя во время написания произведения «Голый завтрак». Критик Гайсин выражает свою точку зрения по поводу этого, говоря о том, что Берроуз кидался из крайности в крайность, работая с чрезвычайно модернизированным материалом, сложным материалом, часто экспериментировал, но при этом создавал удивительные неповторимые тексты, а потом впоследствии подвергал чудовищным нарезкам, рушил все и вся, упорно добиваясь своей четко поставленной цели. И ничто не могло Берроуза обескуражить, так говорили о нем современники. Он всегда был готов к любой неожиданности и часто применял подобные ощущения в своих книгах, через призму собственных чувств и эмоций.

Эти нарезки всегда присутствовали и в письмах Берроуза, он совершенствовал свою необычную технику и всячески старался удивить не только окружающих, но и самого себя необычностью и оригинальностью собственной мысли.

Влияние на популярную культуру произведений Берроуза

Безусловно, мы не можем отрицать, что влияние произведений Берроуза на современников и последователей писателя было замечено многими критиками. Он создал новую культуру, разительно отличающуюся от той, что существовала раньше. Он не боялся экспериментировать, и его эксперименты оказались удачными. Он противостоял закону и властям, боролся за свою жизнь, называл себя ничтожным человеком, но при этом оставался верным своему делу. Его романы расходятся на цитаты, его факты из жизни становятся предметом глубоких обсуждений, его идеалы критикуются, но находят отражение в душах многих людей.

Биография Берроуза уникальна, уникальны и его творения. Одним из самых известных ныне, как уже было сказано, является произведение «Голый завтрак». Это произведение считается самым скандальным, поскольку автор не скупился на использование ненормативной лексики, откровенных эпизодов с гомосексуализмом, а также использовал сцены с насилием и педофилией. Этот роман ставят на одну ступень с известным романом Гинсберга «Вопль» или Керуака «В дороге». Над этим романом Берроуза разворачивались судебные процессы, которые завершились тем, что произведение стало еще популярнее, и то, чего хотело добиться правосудие, вышло им же совсем иным боком.

Популярным стало на основе произведений Берроуза писать музыку, снимать фильмы, издавать статьи и сценарии. Это еще раз доказывает тот факт, что непризнание властями автора всегда порождает его признание народом.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Берроуза Уильяма представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.