Белый Андрей

Борис Николаевич Бугаев , русский поэт и писатель, философ, филолог, ключевая фигура символизма.

Будущий поэт родился 14 (26) октября 1880 в Москве, в семье профессора математики. Отец его, Н.В.Бугаев был выдающимся математиком, в 1886-1891 занимавшим пост декана физико-математического факультета Московского университета. Он основал Московскую математическую школу, предвосхитил многие из идей русских «космистов», таких как Н.Ф.Фёдоров и К.Э.Циолковский.

Мать поэта, увлекавшаяся музыкой и невысоко ставившая "плоский рационализм" математики, сознательно пыталась привить сыну художественное восприятие мира. Эта двойственность ляжет в основу мировоззрения А. Белого и всю жизнь он будет пытаться найти выход из этой дилеммы посредством разработки оригинального художественного метода, призванного гармонично соединить эти крайности.

После окончанию Московской частной гимназии Л.И.Поливанова, Белый поступает в Московский университет, сперва на механико-математический факультет, естественное отделение, которое оканчивает в 1903м, после чего продолжает обучение уже на историко-филологическом факультете.

Фундаментальный переворот практически во всех областях естественных и точных наук, имевший место в начале ХХ века оказал на взгляды писателя большое значение. Он поставил себе задачу отразить в собственных литературных и критических работах те абсолютно новые представления о картине мира, которые он увидел в современной ему физике, биологии и математике.

В период обучения в гимназии Белый увлекался течением, так называемой, "новой драмы" среди представителей которого были Г.Ибсен, Г.Гауптман, М.Метерлинк, штудировал труды по философии, оккультизму и буддизму, глубоко интересовался И.Кантом. Однако в качестве мыслителей, оказавших на него наибольшее влияние, следует назвать имена Ф.Ницше и Вл.Соловьева. Юноша остро чувствовал особую атмосферу «фин-де-сьекль», или поворотного времени, которая была свойственна в те годы большинству мыслящих людей Европы. Апокалиптическими настроениями и пророчествами пронизана и неоконченная мистерия "Антихрист", датируемая 1898. Данное произведение сюжетно перекликается со значительно более известной "Краткой повестью об Антихристе" Вл.Соловьева.

В те же гимназические годы он стал вхож в дома М.С.Соловьева, брата религиозного мыслителя, где и познакомился с представителями старшего поколения символистов, такими как Д.Мережковский, В.Брюсов, З.Гиппиус. Псевдоним "Андрей Белый" был предложен начинающему писателю именно М.С.Соловьевым. Псевдоним понадобился, поскольку литературный и жизненный стиль символистов ,скорее всего, показался бы родственникам Белого более чем сомнительным.

В 1898 году по оценкам критиков Белый отказывается от типично гимназического абсолютного пессимизма, и начинает формировать своё новое мировоззрение глубоко пронизанное более витальными и жизнеутверждающими мистическими настроениями. В книге воспоминаний об А.Блоке (1922) он писал об этом периоде следующее: "Вот такой-то "шум", такую зарю ощущали все, кто встречали рождение нового столетия, когда как бы "расставлялись" события всего века со многими трагедиями и многими радостными минутами. Мы сейчас вступили в этот век, мы разыгрываем ранние "зори" этой драмы, которая будет еще разростаться и шириться, которая извлечет еще из нашей души много горечи и много радости. Факт тот, что в девяностовосьмом году Блок уже знал о том, что времена повернулись, что старое отрезано, что мы уже стоим перед новым фактором восприятия.

"Осенью 1903 Белый стал одним из создателей кружка "аргонавтов", куда вошли также (Эллис, С.Соловьев, А.С.Петровский, М.С.Сизов, В.В.Владимиров и др.). "Аргонавты" разработали свой собственный мифо-символический ряд образов в духе поклонения Вечной Женственности, воспетого Вл.Соловьевым и А.Блоком. Отождествление кружка с легендарным "Арго", а участников соответственно с героями, отправившимися в Колхиду за Золотым Руном, имело свой мистический смысл, мыслилось как путешествие за тайнами мироздания.

Одним из наиболее интересных литературных экспериментов Белого является созданный им цикл литературных произведений в уникальном жанре - симфоний (I - Северная, героическая 1900; II - Драматическая, 1902; III - Возврат 1905; IV - Кубок метелей, 1908). Вместе с характерным для авангардной прозы отказом от линейности сюжета, здесь Белый демонстрирует также глубинное сродство литературной и музыкальной ритмики. Музыкальная гармония оказывается тем универсальным принципом, посредством которого раскрываются глубинные тайны мироздания. В этой, в полной мере пифагорейской идее Белый пытается отыскать ту самую утраченную гармонию соединения музыки и математики, его проза, инструментально точная в формулировках и ритмике фраз, приобретает мистическую и музыкальную расплывчатость смысла в масштабе крупного произведения.

Творческие искательства Белого - это поиски выражения нестыковок между разрушением мира на атомарном уровне, эмпирическом и осязаемом и его целостностью на уровне субстанциональном. Все его симфонии пронизывает такая же двоякость. Хаотический набор случайных элементов можно увидеть в беспорядочности его симфоний, в отсутствии у них сюжета. Мы видим, что всемирный оркестр распался на маленькие мирки частных оркестров. Одинокие люди молекулы, будто повинуясь броуновскому движению, слепо бродят среди каменных домов современных городов. Белый использует множество лиц и сцен, тем самым он опередил своё время на 20 лет. Но, несмотря на всеобщий хаос, в итоге у Белого получается единое, целостное симфоническое произведение. Всё развитие музыкальных сюжетов этого автора показывает веру автора в противостояние между реальным жизненным хаосом и воображаемым гармоничным миром.

Художественные критики негативно описали эксперименты Белого, и его жанр не получил дальнейшего развития в литературе и музыке. Однако стилистические изобретения этих симфоний (символические лейтмотивы, ритмизация прозы, разбиение сюжета на отдельные части) легли в основу будущих произведений этого писателя, очень сильно повлияли на развитие «орнаментальной прозы» процветавшей в 20х годах (Иванов, Пильняк). Формалист-литератор Шкловский считал, что без творчества Белого не получила бы дальнейшего развития литература России.

В 1904 входит в свет первый сборник произведений Белого «Золото в лазури». Можно увидеть, что образный строй в этом сборнике очень похож на ранние симфонии, но в остальном автор старается передать настрой искателей аргонавтов и их ожидания будущей зари. Идеальное и запредельное в этом сборнике показывается с помощью цепочки (заря, солнце, и т.д.) и цветовых (огромное разнообразие оттеночных» красок в описании драгоценных камней). Разнообразная символичность этой книги показывает её родственность с модерном (одним из направлений художественного искусства), и влияние на автора разнообразных оккультных теорий, ведь в них вся теоретическая база была подробно разработана. На русскую поэзию этот сборник оказал сильное влияние, особенно авторским отношением Белого к стихотворениям. Его стихи разрушили привычные силлабо-тонический метр, перемешали двусложные и трехсложные размеры стиха, расположили строки стиха в соответствии с авторскими интонациями. Его стихи были предшественниками тонических стихотворений Маяковского, созданных по шаблону лесенка-столбик.

В 1903г с января Белый начинает часто переписываться со знаменитым Блоком. В своих письмах поэты обсуждают вопросы поэзии, религии и философии. В 1904 г. оба автора знакомятся, и между ними начинаются мистические, интимные, экзальтированные товарищеские отношения. Очень скоро их дружба становится драмой.

Белый мучительно и безответно влюбляется в жену товарища Л.Д.Блока. После этого Блок аж целых 2 раза вызывает его на дуэль, но смертоубийство не состоится. Больше отношений они не поддерживают, однако регулярно ведут переписку, что говорит нам о необычайной душевной близости. Переписывались они до последних дней жизни Блока, и эти письма являются настоящим культурным наследием, серебряного века.

В 1900-х Белого задевает кризис оккультных ожиданий того времени, и для формирования своего мировоззрения он теперь не использует труды Соловьева. Теперь он становится последователем Канта и теории рационализма неокантианцев.

Белый пытается перенести кантовский дуализм на обдумывание символизма, как философского течения, которое открывает человечеству двойственность реальной жизни и показывает все противоречия между миром реальным и его идеальным прототипом.

В 1907 Белый часто участвует в спорах, которые проводили символисты Петербурга и Москвы по поводу новой теории Чулкова, которую поддержал Вячеслав Иванов. Данная теория носила имя мистического анархизма. Показывая несостоятельность чулковской теории, он яростно выступает против развязанной модернистской риторики. Он трактует всё искусство с элитарно-религиозной точки зрения. Он показывает поэта современным проком, который может видеть будущее и общаться с потусторонним миром. Белый часто участвует в работе московских объединений литераторов (дом песни, литературный кружок Москвы, общество эстетики и т.д.)

Самое важное достижение Белого в этот период - это публикация двух сборников - «Урна» и «Пепел». В сборнике Пепел даже по названию можно понять, что автор прощается с прошлыми мистическими надеждами. На сборник сильно повлияла недавняя революция, видно множество социальных призывов, трагично показано: забитость и необразованность русских крестьян (книга была посвящена творчеству Некрасова). В сборнике «Урна» автор приобщился к русской философии в стихах, которая берёт начало в произведениях Тютчева и Баратынского, можно увидеть, как автор переосмысливает многие философские направления.

С 1909 Белый начинает писать большую философскую трилогию об истории России - «Восток или Запад». Постность свои планы по написанию он не выполнил, однако первая часть трилогии вышла и называлась она «Серебряный голубь». В романе автор часто отталкивается от творчества Гоголя и думает, у кого Россия должна учиться - у востока или запада. Он по своему смотрит на напряжённую обстановку оккультизма и сектантства в начале 20в. Свой вечный мотив противостояния порядка и хаоса в этом произведении он показывает на примере противостояния разрушающейся усадьбы дворян и зарождающегося крестьянского мистического движения. Главный герой Дарьяльский - поэт, просветитель идет в народ и умирает от руки местного сектанта. Автор думает, что Россия не может идти по восточному или западному пути, потому что истинный её путь - хаос и туман.

С 1909 в жизни Белого эпоха пессимизма сменяется на эпоху нового поиска жизни и новой зари. Этому способствует знакомство и женитьба на А.А.Тургеневой. В этот же период Белый примыкает к Эллису и Метнеру, которые организовали в столице издательство книг «Мусагет». Белый влияет на публикацию некоторых популярных журналов.

В период с 1910 года и по 1911, совместно с супругой совершает большое путешествие по загранице (Палестина, Египет, Тунис, Сицилия). Пытается на Востоке отыскать новоявленные духовные ценности, должные сменить ценности Европы, порядком уже поизносившиеся. Итог литературного характера - пара томов «Путевых заметок» (1911).

Находясь в 1912 году в Германии, Белый заводит знакомство со Р. Штейнером, человеком, основавшим антропософское движение, делаясь верным его последователем. В антропософии он смог разглядеть воплощение собственных идеалов духовности, возможности достижения гармонии научного и мистического познания. Он желает возыметь возможность в «Мусагете» заниматься пропагандой антропософии. На данном основании возымела место конфликтная ситуация с Э. Метнером, после чего Белый вынужден был оставить активную деятельность в издательстве. За четыре года, начиная с 1912, Белым были прослушаны, более тридцати курсов (около 400 лекций) Р. Штейнера. В швейцарском Дорнахе с 1914 по 1916 год принимает участие в строительстве антропософского храма (Гетеанум), все более значимо погружаясь в процесс изучения оккультизма.

Белый продолжает художественно осваивать философию в таком романе, как «Петербург» (1911-1913), являющимся наивысшим достижением прозы символизма Руси. Петербург является текстом, наделенным многоуровневой и необычайно сложной системой символического восприятия - оккультных, философских, исторических, социальных, литературных и психологических смыслов. Всякий отдельный компонент романа предоставляет новоявленные значения на любой стадии интерпретации. Тематика романа вырастает из мифологии Петербурга на протяжении пары столетий, где проблематично находят возможность взаимодействия подтексты чуть ли не всей русской классической литературы «периода Питера».

Со слов Д. С. Лихачева, в романе Петербург нет разницы между Западом и Востоком, а Запад и Восток единовременно, говоря иначе, цельный мир. Таким образом, впервые Белый рассматривает российскую проблему в русской литературе. В городском символическом пространстве начало Запада олицетворяет правильный в геометрической правильности выстроенный Невский проспект и имперский серьезный чиновник Аблеухов Аполлон. Начало Востока определялось в Петроградской хаотичной стороне и терроре революции. Между тем, в романе дискредитации подвергаются оба начала. В результате выход из трагического их столкновения обосновывается оккультно-антропософским преобразованием основного персонажа, Николая Аблеухова, непосредственно, у пирамид Египта.

Пафос романа «инициации духовности», романа-посвящения, в данном случае воссоединяется с гротеском и комизмом. В петербургской символике ощущается наличие образности кубизма. В то же время, «настоящее место действия романа», со слов Белого, определяется душой не рассматриваемого в романе лица, порядком утомившегося от мозговой деятельности. Петербург - это самый первый роман осознания во всей литературе мира.

Белый в 1915 году написал исследование, получившее название «Гете и Рудольф Штейнер в мировоззрении современности», которое посвящается анализу «световой теории» Гете и диалогу с Э. Метнером, являющегося ярым противников проявления штейнерианства. Постоянные занятия антропософией побуждают Белого размышлять относительно проблем внутреннего познания себя, поощряя, тем самым, углубленное внимание к тематике автобиографии. Таким образом, создаются формирующие иной раз юношеские и младенческие переживания создателя, романы под названием «Крещенный китаец» (1921) и «Котик Летаев» (1917).

Февральская революция 1917 года Белым была воспринята в качестве неизбежного прорыва России к спасению. Революцию же Октябрьскую он приветствовал в качестве спасительного высвобождения творческих позывов от застойной инерции, возможность освобождения России, а далее и всего мира на новоявленный виток развития духовности. В данном отношении Белый является близким анархическим и мистическим настроям Блока, Иванова-Разумника и прочих представителей так называемого «скифства».

Плодом подобных иллюзий стала поэма 1918 года под названием «Христос воскрес», являющаяся своеобразным отражением «блоковских» Двенадцати. В такой поэме, как «Христос» находит проявление определенная символика космической революции, идентично революции «обычной», подвигающей человечество к новоявленной общности духовности.

Как ни странно, но марксизм программного характера для Белого остался абсолютно чуждым. У него всегда проявлялась тяга к утопиям «Коммунистической духовности» и весьма не случайно в начальные годы после революции с большой активностью он стал откликаться на призывы разворачивания просветительско-культурной работы в массах. После событий 1917 года Белый становится оратором, преподавателем, лектором и входит в число организаторов Вольной организации философов, получившей название «Вольфилы». Этот период времени отмечается желанием Белого, как публициста, оказаться для людей понятным, отойти в сторону от «разорванного и затемненного языка минувшего времени.

Белый в 1921 году направляется в Европу, желая там издать собственные книги и в Берлине основать отделение Вольфилов. На протяжении двух лет он старался сблизиться с Мариной Цветаевой и размышлял над целесообразностью дальнейшего проживания на территории Европы. В Европе у него получилось издать 16 своих произведений, среди которых была поэма Глоссолалия (1922) - определенная фантазия относительно космических смыслах звучания речи людской.

Возвратившись в Россию в 1923 году, Белый задумал в качестве противовеса роману «Петербург» создать историософскую эпопею под предполагаемым названием «Москва». Написать удалось только пару частей первого тома - Москва под ударом и Московский чудак (1926), а также второй том «Маска» (1932). Замысел создания эпопеи оказался изначально обреченным. В Москве рассказывается о той жизни, которая проникнута далеко не основанием объединения, а некоей «арахнеей». Это слово по собственному символическому произношению должно побудить в читателе пробуждение ассоциативного мышления и сопоставить с такими словами, как анархия, ахинея и так далее.

Белым изображается картина исторического обратного воплощения, которое полностью лишено смысла, и, естественно, данная картина в неизбежном порядке становится противником своей эпохи. В трехтомнике мемуаров - «Меж двух революций» (1934), «Начало века» (1933), «На рубеже столетий» (1930) - история личностного формирования у писателя растворяется в передрягах эпохальной культурной жизнедеятельности, и данная среда и сама в итоге делается вроде как основополагающим действующим лицом, оказывая помощь в процессе созревания автора в качестве выразителя духовности своей эпохи.

Наиболее важная область наследия Белого определяется работами, связанными со стиховедением и поэтической стилистике. Между прочих аспектов, автор пытается развить теорию «ритмического смысла», исследовательские принципы писательского словаря и звукозаписи. К таким трудам относятся некоторые статьи, входящие в книгу «Символизм», работы о поэтическом слове «Жезл Аарона», «Смысл и Ритм», «О ритмическом жесте», «Медный всадник» и «Ритм, как диалектика».

Данные исследования по многим показателям оказали направляющее воздействие на литературоведение 20-го столетия («Новая критика» в Соединенных Штатах, структуралистская и формалистская школа в СССР), помогли в заложении научного современного стиховедения (различие ритма и метра и прочее). У Андрея Белого в творчестве выражалось восприятие тотального жизненного кризиса и обустройства мира. Философ Ф. Степун, современник Беляева, писал, что творчество Белого является единственным по своеобразию и силе воплощением небытия «рубежа столетий». Перед нами художественная модель всех деструкций, которые происходили вокруг него и в нем. В душе Белого ранее, чем у кого бы то ни было произошло разрушение здания 19 столетия и проявились из тумана черты нового, двадцатого. Далеко не случайно в 1921 году Белый, первый из мировых литераторов, откликнулся на физические проекты Кюри в виде зловещего пророческого символа.

Андрей Белый умер в Москве 09.01.1938.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Белого Андрея представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.