Батюшков Константин Николаевич

Понимание жизненного и творческого пути русского поэта Константина Николаевича Батюшкова сопровождает некий парадокс. Творчество анакреонтического направления в отечественной литературе было отмечено лирикой воспевающей радости, веселья, свободы, любви к женщине. С другой стороны в стихах поэта присутствует глубочайший трагизм от восприятия жизни, как свидетельство разочарования её смыслом. В ряде стихотворений звучит тоска, исполненная глубоким страданием. В. Белинский, высоко ценивший поэзию Батюшкова, подчёркивал особенность самобытности его поэзии, повлиявшей на творчество Пушкина. Глубокая лирика Батюшкова, испытанная временем, и в наши дни воспитывает эстетическое восприятие и благородство души.

Жизненный путь поэта сложился исключительно трагично. Рожденный в Вологде в мае 1787 года, в дворянской семье, принадлежавшей к старинному роду, но сильно обедневшей, поэт рано познал горе утраты. Его мать скончалась, когда маленькому Косте едва исполнилось восемь. Душевная болезнь, связанная с психическим расстройством матери, стала причиной её смерти. Воспитывал поэта в раннем возрасте его дед, предводитель дворянства, но особое влияние оказал на развитие и формирование мировоззрения поэта его двоюродный дядя М.Н. Муравьёв - поэт и просветитель.

Получив хорошее образование в частных пансионах Петербурга, Батюшков особенно преуспел в изучении иностранных языков. Знание французского и итальянского языков очень пригодилось поэту, он стал талантливым переводчиком и страстно полюбил поэзию. Любовь к чтению ставит его в ряд самых образованных людей того времени. Проводя дни за чтением, он стал поклонником творчества Ломоносова и Вольтера; наслаждался литературой французского Просвещения, итальянского Возрождения, античной литературой, поэзией и драматургией. Дядя во всём поддерживал юного Батюшкова, который в течение пяти лет жил в его доме и служил в Министерстве народного просвещения чиновником. Денег служба не приносила, он постоянно жаловался на хроническую бедность. Однако здесь он знакомится и сходится с Н.И. Гнедичем, А.Н. Радищевым и другими писателями, входившими в «Вольное общество словесности, наук и художеств». Туда же вступает и Батюшков, увлечённый передовыми идеями времени.

Первые опубликованные им стихи относятся к тому же периоду, они вышли в журнале «Новости русской литературы». Два года, проведённые в Москве, не прошли даром - он знакомится с князем П. А. Вяземским, И. М. Муравьевым-Апостолом, В. Л. Пушкиным. В этот период окрепли его литературные основы.

Военная служба была не только обязательной для дворянского сословия, но и почётной. 1807 год отмечен в жизни поэта военными событиями. В качестве сотенного командира он принимает участие в Прусском походе. Вскоре получает серьёзное ранение спины, с повреждением спинного мозга, в битве при Гейльсберге. Находящегося на излечении в одной немецкой семье, Батюшкова посещает любовь к дочери хозяина дома. Безответная любовь, помноженная на кровавые ужасы войны, оставила глубокий след в душе поэта и послужила толчком к началу развития наследственной болезни, доставшейся ему от матери. В отставку Батюшков вышел не сразу, он участвовал в войне со Швецией, квартировался с батальоном в Финляндии и лишь в 1809 году вернулся в Петербург и оставил армию.

Поэт тяготится чиновничьей службой, служа в петербургской Публичной библиотеке, куда в 1812 году он перешел на должность помощника хранителя манускриптов. По его признанию ему претит «кланяться и ходить ужом и жабой», ему ненавистен карьеризм, он предвосхитил слова Чацкого в Грибоедовском «Горе от ума» фразой: «выслуживаться не стану по примеру других». Приступы хандры и душевной неуспокоенности всё чаще посещают его. Он не может жить более полугода в одном месте. Стремление попасть в «единственно верный приют» в Новгородской губернии, где находилось имение его матушки - село Хантоново (ныне Вологодская область), приводит к тому, что в уединении на него наваливается тяжким грузом одиночество, ему не хватает друзей. Но в Петербурге он тоскует по деревенскому уединению.

Вторжение войск Наполеона Батюшков встретил в Москве, где помогал вдове М.Н. Муравьёва с детьми уехать от ужасов войны. Тяжёлым испытанием его чувствительной души стало разорение прекрасного города французскими варварами, голод, пожары и нищета. Его здоровье было расстроено, однако он отправляется в армию, по велению сердца и зову долга. Батюшков, находясь в должности адъютанта генерала Н.Н. Раевского, пройдя через ряд героических сражений, таких как, битва под Лейпцигом в составе русской армии, доходит до Парижа, где становится очевидцем великих событий мирового значения, немало отличившись героизмом в сражениях по свидетельствам соратников, удивляется величию «военных чудес». Воодушевлёние увиденным, искренний патриотизм - лягут в основу послания «К Дашкову», исторической элегии «Переход через Рейн». Поэт Батюшков введёт в русский язык понятие «славянофил».

Война - нерадостное событие, а для ранимой души утончённого лирика - это испытание станет причиной новых душевных волнений и усугубит начинающуюся болезнь. Лёгкая и светлая поэзия всё больше наполняется печалью. «Тень друга», «Пробуждение», «Разлука» - в этих стихотворениях со всей очевидностью проявляются пессимистические настроения поэта.

Возвращение на родину в 1814 после посещения Стокгольма, Лондона и других европейских городов не принесло ничего, кроме новых разочарований. Ощущение собственной ненужности, стеснённость в средствах уязвляло самолюбие недавнего героя военных баталий. Событием, окончательно сломившим его нестойкую психику, стал не состоявшийся брак. Женщина, которую поэт любил со всей пылкостью души - А.Ф. Фурман - отказала ему во взаимности, отклонив его предложение руки и сердца. Небольшое имение, и раньше не дававшее достойного дохода, было разорено, гражданская служба казалась ему сущим наказанием, 1815 год стал по его выражению годом возвращения «на горести», его настигла тяжёлая болезнь, вызванная нервным расстройством.

Поэт сравнивал себя с красивым сосудом, наполненным стихами, и не достигнув цели, назначенной богом, разбившимся. Сама русская действительность во времена царствования Александра I казалась Батюшкову безотрадной и окутанной мраком. Восприятие жизни как наскучившей обязанности перекликается в произведениях поэта с интонациями творчества Пушкина и Грибоедова. Конфликт писателя и деятельности власть имущих деятелей выражается отчаянным письмом Гнедичу «Люди мне так надоели, и все так наскучило, а сердце так пусто, надежды так мало, что я желал бы уничтожиться, уменьшиться, сделаться атомом».

Писатели и поэты в обществе того времени находились в положении особого сорта людей, причисляемых сильными мира сего к не имеющим права на уважение. Ироничное к ним отношение очень остро воспринимал Батюшков. Даже генерал Раевский, умница и патриот, в обращении к боевому своему другу теперь позволял уничижительный тон «господин сочинитель». «Хладнокровие общества», убивающее дарования, заставляло Батюшкова в борьбе за личную свободу утверждать ценность и величие литературного труда. Он утверждал, что независимость мысли - есть благо для Отечества, и что ценность литератора во стократ выше любого политика или генерала.

В 1817 выходят отдельным изданием «Опыты в стихах и прозе». Это время расцвета поэзии Батюшкова. Литературный кружок «Арзамас», куда вступает поэт ещё в 1814 году, и членами которого состояли В.А. Жуковский, Д.В. Давыдов и юный Пушкин, талант которого был сразу оценен Батюшковым, стал приютом израненной души поэта. Активное участие Ахилла, такое имя дали Батюшкову в кружке, позволило ему смело и открыто излагать свои литературные пристрастия и гражданские взгляды. Приверженцы Карамзина приветствовали его взгляды, созвучные их пониманию роли литературы в обществе. О нём писали: «имя Ахилла гремело в устах арзамасцев, и звук его пятил ряды полков враждебных». Он много сочинял, в противовес тяжести и мракобесия рабскому абсолютизму общественного строя, в свет выходят «Вакханка», «Таврида» образцы лёгкой и светлой поэзии. Воспевание счастья, наслаждения и гармонии, глубокий лиризм и прекрасный образец поэтического слога, создавали очарование светлой поэтической гармонии, что явилось значительным вкладом в русскую поэзию.

Поэзия Батюшкова очаровала молодого Пушкина, который стал продолжателем созданного Батюшковым направления поэзии в русской литературе, считая его своим учителем. Батюшков следовал заповеди Державина: живи, как пишешь, пиши, как живёшь. Лирика поэта во многом биографична, в ней в полной мере отражен образ самого поэта, так много пережившего, так во многом разочаровавшегося, так рано состарившемся.

В этот период Батюшков много занимается переводами. Выходит целый цикл «Из греческой антологии», сборник переводов исторических элегий «Гезиод и Омир», «Умирающий Тасс». Первым явил он российскому читателю Байрона. Помимо переводов его занимает литературная критика, он пишет в прозе путевые очерки, и многое другое, позволившее Батюшкову стать признанным литератором и властителем душ нового поколения поэтов и писателей.

Последнее назначение в русскую дипломатическую миссию в Неаполь, осуществляет давнюю мечту поэта о посещении Италии. В 1919 году он выезжает из России, но склонность к конфликтам с нелюбимым чиновничьим сословием, а также переживания от увиденных ужасов, сопровождавших революционные волнения Неаполя, наполняют его душу тяжелыми переживаниями и тягостным одиночеством. И, несмотря на сближение с русскими художниками С.Ф. Щедриным, О.А. Кипренским, многочисленные переводы и литературные труды цикла «Подражания древним», он хлопочет о переводе в Рим, куда и переезжает в 1920 году. Тяжелая наследственность, хрупкое душевное состояние, усиленное размышлениями об обречённости земной жизни перед лицом смерти, особенно отразившееся в стихотворении «Изречение Мельхисидека», способствуют нарастанию душевного кризиса и приводят к болезни маниакального преследования. Заботами лучших друзей Муравьевых, Вяземского, Жуковского предпринимаются попытки излечения поэта в лучших европейских клиниках. Поездка в Крым в 1821 году только обострила болезнь и сопровождалась несколькими попытками суицида. Он не смог излечиться в Германии, и был в 1828 году выписан из психиатрической лечебницы города Зоннештайна за полной неизлечимостью.

Современники связывали причину его душевного расстройства с конфликтом с начальством, упрекавшим поэта в неспособности к службе, ввиду увлечения написанием стихов. Нападки на Батюшкова продолжались и на родине. Заступаясь за поэта, Пушкин призывал современников уважать не только поэта Батюшкова, но и несчастья, обрушившиеся на него, и надежды, которым не дано осуществиться. Ровно на середине жизненного пути он потерял рассудок, иногда его сознание прояснялось в редкие минуты, и тогда он мог с горечью констатировать, что его уже нет на свете.

С 1823 по 1833 год он живёт в Москве, но вернуть его к полноценной жизни так и не удаётся. Его перевозят в Вологду, где за ним осуществляет присмотр его племянник Г.А. Гревенс до самой смерти. В 1855 году он умер в тифозной горячке, не приходя в разум. Его похоронили в Спассо - Прилуцком монастыре недалеко от Вологды.

Он в мире внутреннем ночных видений
Жил взаперти, как узник средь тюрьмы,
И был он мертв для внешних впечатлений,
И божий мир ему был царством тьмы!

П. Вяземский.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Батюшкова Константина Николаевича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.