Барто Агния Львовна

Агния Барто является одной из известнейших русских поэтесс советских времен. Она написала множество детских стихов. Помимо этого, она писала произведения в прозе - киносценарии, поэмы, а также выступала в качестве публициста в области литературы для детей. Ее новаторские произведения периода 1920-1930 годов пользовались широкой популярностью, как среди простых читателей, так и среди представителей власти. Она была лауреатом Ленинской и Сталинской премий, а также была участником множества делегаций, посвященных международным собраниям.

Агния Барто родилась в семье ветеринарного врача Волова Л., в Москве. Когда Агния Львовна училась в гимназии, она стала писать стихотворения, после чего, закончив ее, и перейдя в балетное училище, продолжала творить. На одном из выпускных торжеств она читала свои стихи, где ее заметил нарком просвещения. После чего он вызвал Барто к себе и дал ей дельный совет о том, что ей лучше писать детские веселые стихотворения. Уже в 1925 она выпустила свою первую книгу.

Основное влияние на творчество Барто оказал Маяковский. Его влияние обуславливает наличие в ее стихах сатирической направленности, а также она часто экспериментировала со стилем: менялся размер ее стихотворений, употреблялись неожиданные эффекты и рифмы. Пока она искала свой стиль, критики очень резко реагировали на ее эксперименты. В связи с этим поэтесса старалась никогда не использовать небылицы в своем творчестве.

В своих стихах она изображала сатирическую и веселую сторону детской натуры, в которых высмеивались их недостатки. Когда Чайковский поздравлял ее с 50 - летним юбилеем, то он писал о том, что Барто в своих произведениях, высмеивая какую-нибудь Клаву или Любу, показывает это не с нудной точки зрения взрослого, а как высмеивание подружки. Кроме того, он говорил о том, что разговоры с ее Катями и Егорами проходят как с ее товарищами, а не в образе педагога, который отчитывает их.

Известные свои произведения 20-х годов она написала в соавторстве со своим первым мужем, который к 80-ти годам уже создал некую детскую энциклопедию. Щегляев А.В был вторым мужем Агнии Барто. Он был академиком и доктором наук.

Сотрудничество с С.Я. Маршаком оказалось весьма плодотворным для творчества Барто, поскольку он редактировал ее первые стихи. Он долгое время не мог принять сатиричность, которая присутствовала в ее произведениях. Маршак требовательно проявлял свою критику насчет ее стихотворений. Однажды, она предложила Маршаку встретиться, чтобы выяснить, когда он сможет принять ее произведения целиком, а не по частям. И встреча произошла в 1938 году. Маршак пришел с одобрением стиха «Снегирь».

Конец 20 -х начало 30-х годов были для Агнии Барто периодом рассвета. В 1936 году она издала и опубликовала свой знаменитый цикл «Игрушки», который является самым известным циклом миниатюр по сей день (включает знаменитое стихотворение «Уронили мишку на пол»). Также она участвовала в написании сценария к фильму «Подкидыш» и пьесе «Дима и Вава» с Р.Зеленой.

В военное время поэтесса некоторое время была корреспондентом на Западном фронте, после чего ее эвакуировали в Свердловск, где она встретила человека, который ей помог - П.П.Бажов. Именно следуя его советам, дабы лучше понять психологию рабочего класса, Агния Львовна освоила токарное дело, и получила в этой сфере 2 разряд.

После войны Барто не сбавила обороты и работала так же усердно, как и раньше. Она издала 150 детских книг. Однако произведения, написанные в период 1920-1930 годов, были наиболее интересны читателям, чем ее позднее творчество. Со временем в ее произведениях терялся новаторский характер. Во время своего выступления на 4 Съезде писателей СССР Барто обратилась к молодым авторам, и посоветовала им остерегаться опасности, чтобы не сбиваться с тропы словесных поисков.

Наряду с этим, тематика произведений Агнии Барто значительно меняется. Она перестала практически использовать пропаганду в своих произведениях (эта проза имела крайне слабый характер, как и раньше в ее творчестве). Двигаясь навстречу времени, она стала писать о трансформации внутреннего мира ребенка. Вследствие этого был написан цикл «Я расту» (1968 год), где ею тщательно описан период взросления ребенка. В 1970 году она создала сборник стихотворений, в котором прослеживались практически только лирические произведения.

У Барто есть целый ряд произведений, которые она адресовала подросткам. В 70-х. среди поэтов считалось, что возраст подростков является не поэтическим, однако, Агния Барто всячески доказывала обратное в своих произведениях, при этом она опиралась непосредственно на свой опыт.

Проект «Найти человека» занимает одно из важных мест в деятельности Барто, которую она разворачивала после войны. В 1947 была опубликована ее поэма «Звенигород», отображавшая жизнь детей, которые находились в детском доме. Именно эта работа стала толчком для того, чтобы начать работу по воссоединению семей, разлученных войной. Обычно, люди, которые потеряли семью, сохраняли только отрывчатые воспоминания. Но
именно возможность использования неких деталей и мелочей, которые остались в человеческой памяти, и стала основой передачи, которая выходила на радио под названием «Найти человека» (1964-1973), (а также в 1968 году Барто выпустила повесть с аналогичным названием). Ведущим этой радиопередачи выступала сама Агния Львовна. Благодаря этой передаче удалось воссоединить 927 семьи.

Усиленный интерес критиков и общественности вызвал сборник Агнии Барто под названием «Переводы с детского», который был выпущен в 1976 году и был посвящен софийскому форуму писателей, который был собран для того, чтобы решить вопрос значимости влияния литераторов в Хельсинских соглашениях. Он сочетал в себе переводы (вольные) детей из разных стран мира. Цель сборника была одна - провозгласить гуманистические ценности, которые волновали тогда детей во всем мире.

В 1976 году Барто выпустила книгу, в которой обобщался ее творческий многолетний опыт. В качестве поэтического кредо она использует таких трех китов, на которых держится вся детская поэзия: «Современность, мастерство, гражданственность». Общественно значимая тематика, присущая детской литературе, прекрасно сочетается с протестом против ранней социализации ребенка в 70-х годах, поскольку это лишает его детства, и он не может воспринимать мир в полной эмоциональной мере.

Творческое наследие поэтессы разносторонне и многообразно. Оно содержит пропаганду, которая прослеживалась в стихотворениях, написанных для советского праздника. Кроме того, творчество Барто также полно глубоких лирических произведений. Чаще всего произведения поэтессы имели дидактичный характер, потому как Агния Львовна часто любила использовать афористическое выражение морали.

Большинство произведений Барто содержат юмористическое представление детской психологии. Так, в стихотворении «Снегирь», выпущенном в свет в 1938 году, главный герой настолько потрясен красотой этой птицы, что отчаянно пытается стать хорошим только ради того, чтобы родители купили ему эту птицу. После того, как мальчик получает птицу, он вольно вздыхает и решает стать таким, каким он был до этого. А в произведении «Я выросла», которое было опубликовано в 1944 году, героиня произведения, девочка - школьница, параллельно утверждая о своей взрослости, не скрывает свою трогательную привязанность к старым детским игрушкам. Таким образом, все литературное творчество Агнии Львовны Барто проникнуто ярым убеждением о том, что каждый ребенок имеет право на детство. Это как особый мир, который позволяет малышу быть независимым от взрослых.

Можно сделать вывод, что произведения Агнии Барто неравномерно откликаются от требований времени. Некоторые ее произведения можно назвать настоящими шедеврами. Одни из них являются отражением эпохи, в которой она жила, а другие представляют собой откровенно слабые произведения.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Барто Агнии Львовны представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.