Баньян Джон

Джон Баньян, английский проповедник, родился в 1628 году в местечке Херроуден. Родители Баньяна были рабочими, жили бедно. Образование Джона проходило на дому и длилось около 4 лет. Там он выучился грамоте. Семья видела в сыне будущего торговца и не считала нужным тратиться на образование. В 16 лет в жизни Баньяна наступил переломный момент. Умерла его мать и отец в третий раз женился. Он вступает в ряды парламентской армии. 3 года служит в гарнизоне Ньюпорт Пэгнелл. После окончания войны Баньян женился и вернулся к старому занятию - торговле .Именно молодая супруга Мэри склонила Джона к длинным религиозным рассуждениям. Первые книги, которые заставили его пересмотреть свои убеждения были -«Путь в рай простого человека» за авторством Артура Дента и произведение Льюиса Бейли «Практика благочестия». Семейная жизнь супругов Баньян отличалась скромностью и даже бедностью. Сам проповедник вспоминал, что в семье не было даже чашек и столовых приборов. Это было время совсем нового, незнакомого Баньяна. Его мысли стали совершенно иными. Он признавался, что слышал глас Божий, вместе с тем он стал понимать греховность своей прошлой жизни. Об этом он позже вспоминает в своей книге «Милость Божья», посвященной его автобиографии.
Обретенная вера делает Баньяна подавленным. Это вызывает проблемы со здоровьем. В это время Джон начинает четырехлетнюю дискуссию и странствие со своими адептами, бедными женщинами - религиозными диссидентками . В то время Баньян был, как святой Павел, «главой всех грешников», и сам не раз приводил такое сравнение. В 1653 году Баньян был крещен, став последователем баптистской церкви Бедфорда. Здесь, его наставником становится пастор Джон Гиффорд. Библейская вера в Иисуса Христа привлекала к Джону всех страждущих. Первые документальные подтверждения, то Джон Баньян был баптистом относятся к 1690 году.
В 1657 году начинается полемика Баньяна с квакерами. Переписка между проповедником и лидером квакеров Эдвардом Бурроу длилась несколько лет. Полемика привела к целому ряду публикаций по острой теме. В том числе -«Некие Открытые Святые Истины», «Истинная Вера в Учении Мира», »Доказательства Неких Открытых Святых Истин», «Правдой, Свидетельствующей Далее». Критика квакеров Баньяна строилась на их уверенности в собственном «свете», идущим изнутри, а не в слове Библии.
Проповедническая популярность Джона Баньяна росла. Вместе с тем он стал излюбленной мишенью для клеветников. Его обвиняли в многоженстве, иезутничестве и даже в колдовстве. Обвинения в незаконных проповедях привели Баньяна в тюрьму. С реставрации монархии Карлом !! началось новое преследование Джона Баньяна. Страна вернулась к англиканству. Все молитвенные дома закрылись, прихожанам следовало посещать англиканскую церковь. Баньян лишился возможности проповедовать свободно .Следующий арест случился в 1660,за частную проповедь в Нижнем Самселле. Срок, в три месяца ему назначили за отказ адаптировать свои проповеди к нормам англиканской церкви. Позже заключение продлили на 12 месяцев.
В 1666 году Баньяна освободили, но ненадолго: за чтение проповедей вновь заключили в тюрьму. Путь к свободе - Декларация Веротерпимости - дали Джону Баньяну свободу. Он в церкви святого Павла стал пастором и получил лицензию на проповедование. Построил молитвенный дом и собрал диссидентскую общину... В общей сложности он организовал более 30 религиозных общин.
В 1675 Баньян вновь оказался в тюрьме. На этот раз за него ходатайствовали квакеры. 6 месяцев в заключении для Джона прошли незаметно. Больше он не попадал в тюрьму.
Умер Баньян в 1688 году, в неполных 60. До сих пор его могила на кладбище Банхилл Хилдз место поклонения людей, чьи убеждения всю жизнь проповедовал Джон Баньян.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Баньяна Джона представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.