Бальмонт Константин Дмитриевич


По воспоминаниям Андрея Белого, поэт Константин Дмитриевич Бальмонт ходил, чуть прихрамывая, носил пенсне и бородку. В его облике и характере сочетались противоположные черты. Он запомнился А. Белому как величественный и в то же время вялый человек, надменный и бессильный, дерзкий и испуганный. Вся палитра чувств отражалась в его внешнем облике. А. Белый даже сравнивал его со скандинавским богом Тором и утверждал, что К. Бальмонт пришел в мир, чтобы увидеть солнечный свет.

В 1912 году состоялся юбилей творческой деятельности Константина Бальмонта. К тому времени он уже четверть века посвятил литературе. Данное мероприятие было организовано Неофилологическим обществом Петербургского университета и стало одним из самых знаменательных событий в истории новой российской литературы. Позднее М. А. Волошин писал о ведущей роли К. Бальмонта в пробуждении общественного сознания и становлении новой литературы.

К. Бальмонт происходил из небогатой дворянской семьи, имение которой располагалось во Владимирской губернии. Его отец был земским деятелем и не оказал какого-либо влияния на сына. Мать К. Бальмонта обожала проводить литературные вечера, печаталась в местной прессе. Именно ей К. Бальмонт главным образом обязан тем, что с детства познал красоту музыки и стихотворных произведений. С детства на будущего поэта огромное впечатление производили типично российские пейзажи с лесами, реками, озерами, болотами, ароматными полевыми цветами. Немалую роль в творческом становлении поэта сыграло русское народное творчество. С ранних лет К. Бальмонт наслаждался не только русскими народными песнями, но также произведениями А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова и других классиков русской литературы. Позднее он изучил несколько европейских языков, что не составило труда благодаря склонности поэта к языкам. Обретенные знания помогли К. Бальмонту читать литературные произведения западноевропейских поэтов и писателей в оригинале. Он также увлекся переводами произведений Эдгара По, Оскара Уайльда и многих других авторов.

К. Бальмонт участвовал в революционной деятельности, за что был исключен из нескольких учебных заведений. Так и не получив систематического образования, он увлекся путешествиями и побывал во многих странах мира. Критики считали его поэтом, проведшим больше всех остальных собратьев по перу времени в пути: в поездах и на пароходах. К. Бальмонт побывал во многих уголках мира, в том числе в Европе, Азии, Мексике, Африке, Австралии и Новой Зеландии. Испания произвела наибольшее впечатление на поэта. По мнению К. Бальмонта, испанцы не были похожи на других жителей Европы своим характером и мировоззрением. Он написал ряд статей об испанских художниках, переводил произведения испанских авторов.

К. Бальмонт дебютировал со сборником «Стихотворения», изданном в 1890 г. в Ярославле, однако эта книга не сделала автора знаменитым. Сам К. Бальмонт считал ее недоработанной и плохо написанной. Остальные сборники, вышедшие в 90-х гг. XIX века, принесли ему известность. Вероятно, этот факт объясняется тем, что стихи К. Бальмонта хорошо подходили к настроениям, царящим в обществе того времени, были одновременно и унылыми, и романтичными, разительно отличались от стихов других авторов, подражавших А. С. Пушкину. В отличие от работ современников, в его стихотворениях строки могли внезапно обрываться, появились новые рифмы. Как позднее писал Максим Горький, его стихи были музыкальными. Некоторые из них прославили К. Бальмонта.

В конце XIX века К. Бальмонт жил в Петербурге, где общался со многими поэтами. Сам он стал признанным лидером символистского движения в России. У поэта появилось немало подражателей, так называемых, «бальмонистов». К. Д. Бальмонт создал целую систему символов, которые повлияли на развитие символизма. В своих стихах он искал ответ на вопросы о смысле жизни, устройстве мироздания. В начале XX века К. Бальмонт был воистину королем российской литературы.

Он заложил основы нового мироощущения, часто использовал импровизацию в своем творчестве. К. Бальмонт считал важнейшим умением поэта написать стихотворение таким образом, чтобы оно было полно намеков, недосказанности, символичных образов. По его мнению, поэт как провидец должен говорить загадками, наполнять свои творения и обычными вещами, и сокровенными образами.

К. Бальмонт много путешествовал по России, читал лекции о поэзии. Особое впечатление на него произвела Грузия. Впоследствии поэт изучил грузинский язык и перевел поэму Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

С 1902 года К. Бальмонт жил за границей, попеременно во Франции, Англии и в других странах. Вершиной его поэтического творчества стал сборник стихотворений «Только Любовь. Семицветник», изданный за рубежом в 1903 г. В 1905 г. в свет вышел новый сборник стихов К. Бальмонта, «Литургия красоты», который был осмеян критиками как возврат к предыдущему опыту. Недоброжелатели обвиняли поэта в выработке своего творческого потенциала. Действительно, он начал повторяться в своих произведениях, использовать те же мысли и символы. По мнению В. Я. Брюсова, в этих стихах уже чувствовались усилия, приложенные автором для их создания, язык стихов стал вычурным и неестественным.

К. Бальмонт посвятил ряд своих произведений теме первой русской революции, к которой он отнесся сочувственно. В процессе работы над ними он использовал образы из славянских мифов, былин, произведения устного народного творчества. Он обличал самодержавие, прославлял рабочий класс, стихи автора были полны ненависти к правящему режиму. В стихотворениях 1900-х гг. он излагает свои впечатления, полученные во время путешествий. Однако с течением времени он становился все менее популярным поэтом. Соперники и недоброжелатели подмечали мельчайшие недочеты в каждом его стихотворении.

К. Бальмонт сочувственно принял февральскую революцию 1917 года, прославлял ее в своих стихах. Поэт отрицательно отнесся к событиям октября 1917 года, когда политическая ситуация в России стала более напряженной, общество погрузилось в хаос. В 1918 г. он издал книгу, в которой выразил свое отрицательное отношение к революции. Он обвинил большевиков в разрушении общественных устоев и насилии над личностью. Тем не менее, в 1918-1820-х гг. он жил в Москве, был чужд политики.

В 1920-м году поэт эмигрировал из Советской России и обрел свой новый дом во Франции. Здесь он продолжил активно заниматься поэтической деятельностью, а также стал известен своими переводами литературных произведений других авторов. Он все чаще грустит по покинутой родине, его переживания отражаются в стихах.

В эмиграции К. Бальмонт издал ряд сборников, и хотя в своих произведениях всегда негативно отзывался о Советской России, тем не менее, до последнего надеялся вернуться на родину. Однако этим надеждам не было суждено сбыться. В середине 1930-х годов он тяжело заболел, вследствие этого практически ничего больше не писал.

К. Д. Бальмонт известен в литературе как видный поэт символизма. Расцвет русской литературы рубежа XIX-XX веков, безусловно, является его заслугой. Однако его творчество не было полностью символистским. В его лучших стихах есть темы любви, природы, поэтому многие современные специалисты считают его поэтом неоромантического направления в литературе рубежа XIX-XX веков.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Бальмонта Константина Дмитриевича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.