Аверченко Аркадий Тимофеевич

Аркадий Тимофеевич Аверченко родился 15 марта 1881 года. Родным городом известного русского писателя, журналиста и издателя стал Ставрополь. Отец Аркадия был мелким торговцем, не особо удачливым, и в результате его окончательного разорения будущему писателю приходилось учиться дома самостоятельно. По признанию самого Аверченко, в обучении ему во многом помогали сестры. В 15 лет Аркадий Аверченко начал работать на шахте в Донецке конторщиком. Спустя три года Аркадий Тимофеевич переехал в Харьков, где продолжил работать на ту же компанию.

Первый рассказ писателя, «Умение жить», опубликовали в харьковском «Одуванчике». Произведение, увидевшее свет в 1902 году, особого успеха не имело. Следующий рассказ, «Праведник» был напечатан спустя два года в петербургском «Журнале для всех». «Праведник» стал уже более серьезной литературной заявкой.

Писатель обнаруживает у себя талант в публицистике в период 1905-1907 годов, известных революционными событиями. Аверченко начинает часто публиковаться в мелких журналах и периодических изданиях-однодневках. Он пишет фельетоны и юмористические очерки, а также выпускает собственные юмористические журналы «Штык» и «Меч», которые цензура позже запретила.

В 1908 году, находясь в Петербурге, Аркадий Тимофеевич начинает сотрудничать с периодическим изданием «Стрекоза» (в 1880 году именно это издание опубликовало первый рассказ Антона Чехова), тоже юмористической направленности. Прошлый опыт очень пригодился писателю при работе в не слишком успешном еженедельнике. Писатель реорганизовал журнал, и 1 апреля 1908 года появился «Сатирикон». Новый юмористический еженедельник, по оценке А. И. Куприна, быстро нашел свое место и читателей. Журнал был ориентирован на средний класс, который под влиянием революционных событий стал особо живо интересоваться политикой. Это обеспечило «Сатирикону» популярность и успех. Еженедельник стал известным журналом, в котором печатались не только признанные юмористы и писатели комедийного жанра, такие как Саша Черный и Аркадий Бухов, но и известные поэты и прозаики: А.Куприн, С.Городецкий, С.Маршак, А.Н.Толстой и Л.Андреев. К сотрудничеству с изданием Аверченко сумел привлечь многих литераторов.

Аркадий Аверченко и сам был постоянным сотрудником еженедельника. Помимо «Сатирикона» издавались книги «Библиотека Сатирикона». В период 1908-1913 годов их общий тираж превысил два миллиона, в числе которых был и самый первый сборник рассказов Аркадия Тимофеевича. Он был издан в 1910 году и назывался «Веселые устрицы». За 7 лет это собрание переиздавалось 24 раза.

В 1913 году сотрудники редакции «Сатирикона» разделились, и Аверченко стал выпускать свой собственный журнал «Новый Сатирикон» Издание выходило в свет в 1913-1918 годах. Рассказы и заметки Аркадия Аверченко были практически в каждом номере, как нового, так и старого «Сатирикона». Автор публиковался и во многих других периодических изданиях, таких как «Журнал для всех» и «Синий журнал».

Произведения писателя редактировались, отбирались по темам и издавались в виде сборников. «Рассказы юмористические. Книга 1» - сборник, изданный в 1910 году и собравший не только новые произведения автора, но и те, которые он публиковал еще до работы в журнале «Сатирикон». В «Книгу 2» вошли такие рассказы, как, «Рассказы для выздоравливающих» (1913 год.), «Зайчики на стене» (1911 год), «Сорные травы» (1914 год), «О хороших в сущности людях» (1914 год).

Для большинства публикаций Аркадия Аверченко характерны утрирование, подробное описание забавной и, порой, даже доходящей до абсурда ситуации, в которую попадают главные герои. Анекдоты публициста гипертрофированы, неправдоподобны, но именно это позволяет им отстраниться от действительности. Этого хотят и сами читатели, представители интеллигенции, уставшие от политической неразберихи. Понятие «интеллигент» во многом именно благодаря «Сатирикону» получило широкое распространение.

Сотрудники журнала «Сатирикон», да и сам Аверченко, относились к своим читателям с признательностью и чрезвычайно дорожили репутацией издания. Еженедельник нередко называли независимым изданием, «промышлявшим смехом». Сотрудники из числа «сатириконцев» старались никогда не падать до уровня шутовства или высказываться против правительства прямо. Самым идеальным в этих смыслах из всех публикующихся в журнале авторов, была Тэффи, которой «Сатирикон» в свое время принес признание и успех.

По отношению к политике периодическое издание было подчеркнуто нелояльным, если не сказать издевательским. Такая позиция была в сложившейся политической обстановке наиболее выгодна. Цензура практически отсутствовала и запрещала лишь прямую агитацию к свержению власти. Поэтому авторы в своих публикациях могли сколько угодно насмехаться над властью, в том числе и над цензурой, как одним из ее характерных проявлений.

«Новый Сатирикон» во главе с Аркадием Аверченко приветствовал революцию, произошедшую в 1917 году, но развитие после нее демократических настроений сатирик воспринимал крайне настороженно. Переворот, свершенный большевиками, автор, как и основная масса российской интеллигенции, воспринял как недоразумение. Забавная абсурдность Аркадия Аверченко приобрела новые черты - она соответствовала действительности, то есть, приобретала черты неразберихи, происходящей вокруг. Кроме того, в ней стало появляться выраженное преувеличение, гротеск. Это привело к тому, что творчество писателя стало в чем-то походить на черный юмор. Подобные элементы позже наблюдаются в литературе Михаила Булгакова и многих других авторов: М.Зощенко, И.Ильфа, В.Катаева, но это не свидетельствует об их подражании творчеству Аверченко. Юмористическая литература того периода стала иметь одну направленность, и, соответственно, приобретала определенные характерные черты.

Новая эпоха была с юмором крайне строга. «Новый Сатирикон» запретили в 1918 году, а его руководитель, Аркадий Аверченко, вынужден был бежать к белым, на юг. Там он публиковался в изданиях «Юг России», «Приазовский край» и некоторых других. Автор писал фельетоны и различные антибольшевистские памфлеты.

В октябре 1920 года писатель и публицист уехал в Стамбул. Творчество Аверченко приобретает новые черты, и появляются новые направленности его рассказов. Многие из них позже были изданы отдельными книгами: «Дюжина ножей в спину революции (1921 год)», «Смешное в страшном (1923 год)». Произведения были стилизованы под очерки, но при этом не потеряли обычную утрированную манеру изложения Аверченко. В них автор зарисовал быт и жизнь столицы во время революции, а также описывал гражданскую войну. Свой опыт заграничной жизни Аркадий Аверченко отобразил в своей книге «Записки Простодушного. Я в Европе (1923 год)».

Характерной чертой последних произведений писателя стало проявление детской темы, хорошо раскрытой в сборнике «О маленьких - для больших (1916 год)» и книгах «Дети (1922 год)» и «Отдых на крапиве» (1924 год). В этот период Аркадий Аверченко также написал повесть «Подходцев и двое других» (1917 год) и юмористический роман «Шутка Мецената» (1925 год). В них писатель описывает различных карикатурных персонажей, включая в повествование немало личных воспоминаний.

В Стамбуле Аркадий Аверченко вновь объединил свою публицистическую деятельность с организаторской: он создал театр эстрады «Гнездо перелетных птиц», с которым несколько раз гастролировал по Европе. В 1922 году писатель переезжает жить в Прагу, где пишет самые последние свои произведения, в числе которых пьеса «Игра со смертью», которая имела характерные черты комедийного шоу.

Аркадий Тимофеевич Аверченко умер в Праге в 12 марта 1925 года.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Аверченко Аркадия Тимофеевича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.