Аристофан

Древнегреческий комедиограф, родоначальник комедийного жанра Аристофан появился на свет в Аттике. Творил "отец комедии" в Афинах, биографы указывают дату рождения и смерти Аристофана приблизительно 445 г до н.э. Большого количества фактов о жизненном пути Аристофана нет, но до наших дней дошла слава его великих произведений. Это единственный представитель аттической комедии, чьи творения потомки могут лицезреть и слышать целиком.

Первую комедию Аристофан ставит в 427 году, скрыв свое имя как автора. Далее, примерно год спустя появляется пьеса "Вавилоняне", это была откровенная критика и высмеивание могущественного правителя Клеона, чья деятельность была полна демагогии. Аристофана обвиняют в совете в порицании политики Афин перед присутствующими иностранными послами. Клеон продолжил нападки на драматурга и позднее, обвинив его в незаконном присвоении звания афинского гражданина, это было распространенное в Афинах обвинение. На это Аристофан ответил, используя свое красноречие и стихи Гомера:

Мать уверяет, что сын я ему, но сам я не знаю:
Ведать о том, кто отец наш, наверное, нам невозможно.

Это звучало с издевкой. Клеон не забыл обиды, он отомстил Аристофану жестокими нападками на комедию "Всадники". Простые актеры были запуганы борьбой автора и всемогущего демагога, никто не хотел выступать в роли Клеона. Аристофан исполнил эту роль сам.

Больше о жизни Аристофана не известно никаких фактов. Из глубины веков пришло к нам имя великого Гомера как Поэта, а Аристофана древние называли Комик.

Литературное наследие Аристофана состоит из 11 комедий, дошедших до наших дней. Большая часть из 44 произведений великого Комика было утеряно. Но и то, что сохранилось, является всемирным культурным наследием. Это комедии:

"Ахарнейцы"
"Осы"
"Мир"
"Всадники"
"Птицы"
"Лисистрата"
"Женщины на празднике Фесмофорий"
"Женщины в народном собрании"
"Лягушки"
"Облака"
"Плутос"

Последние две комедии дошли до наших дней в виде переработок автора, "Облака" остались в неоконченной позднейшей переработке, а "Плутос" сохранился во второй, сценической переработке.

Комедии Аристофана были и остаются лучшими произведениями античности. Это была эпоха, когда вещи назывались своими именами, несколько обнаженно, и без прикрас. Поэтому некоторые фразы и выражения в изложении Аристофана могут показаться современному зрителю смешными, но несколько примитивными. Известно, что Гете называл Аристофана "неблаговоспитанным любимцем муз". Чтобы понять острый юмор автора, нужно хорошо представлять себе культурные традиции эпохи, в которую он творил, и пороки которой высмеивал. Пьесы Аристофана полны остроумных намеков, тонкого сарказма. Греки были очарованы прелестью и обаянием пьес, полных неиссякаемого остроумия и безграничной смелости.

Человечество накопило культурные традиции всех прошедших эпох, читателю сегодня слог и стиль изложения Аристофана может показаться чрезмерно откровенными, а шутки даже нечистоплотными, ведь нам есть с чем сравнивать, чувство изящного, красота языка оттачивались веками. Грубость, свойственная Аристофану, была неотъемлемой частью эпохи, и потому его произведения тем более ценны, как отражение жизни тех далеких времен.

По своим нравственным и политическим убеждениям Аристофан был достаточно консервативен, сурово защищая старые верования, обычаи, науку и искусство. Все новое вызывало его язвительные насмешки. Аристофан высмеивал Сократа и его сторонников-софистов в "Облаках", в "Лягушках" беспощадно осудил Еврипида, во всех комедиях можно найти выпады против различных нововведений. Вообще античной комедии была свойственна безграничная свобода слова, смелость и фантазия Аристофана не останавливались ни перед чем, если предмет заслуживал осмеяния. Древняя комедия представляла собой своеобразный оплот демократии, но во время пелопоннесских войн появились некоторые запреты. Примерно в 415 г. был введен закон, немного ограничивающий необузданную свободу осмеяния личности. Произведения Аристофана полны реальных персонажей истории, которые поданы в извращенном, карикатурном виде, а правда общественной и политической жизни точно отражалась в зеркале его слов.

Лишь под конец жизни Аристофан стал создавать комедии, в которых на первом плане была не политика, а личная жизнь, так было положено начало новому направлению комедийного жанра. Одно из последних произведений великого Комика была пьеса, сюжет которой повествовал о молодом человеке, соблазнившем девушку, и женившемся на ней по расчету.

Аристофан вводит новые формы драматических произведений и особые стихотворные нормы. Некоторые из них впоследствии стали называть его именем (анапест metrum Aristophanium). Великие произведения античности пера Аристофана на русский язык переводили Апт С.К и Пиотровский А.И.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Аристофана представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.