Аксенов Василий Павлович

Один из наиболее читаемых российских писателей 20 в., Василий Павлович Аксенов, родился в 1932 г. в Казани. Его родители были репрессированы в 1937 г, а будущий писатель в возрасте пяти лет был отправлен в специальный детдом для детей заключённых и смог воссоединиться с семьей только в 1948 г. в Магадане. В 1956 г. он заканчивает учебу в Ленинградском медицинском институте и до 1960 г. работает врачом на Крайнем Севере, в Карелии, в Ленинграде и в Москве, хотя по распределению должен был работать судовым врачом. Выходить в море на судах дальнего плавания Аксенову запретили из-за родителей, которые были уже реабилитированы, но все же не считались достаточно "благонадежными".

Первые литературные произведения писателя выходят в свет в 1959 г. В 1960 г. публикуется его повесть "Коллеги", принесшая ему известность среди читающей публики. Повесть в дальнейшем неоднократно переиздавалась и была экранизирована. Несколько последующих произведения Аксенова - повести "Звездный билет", "Апельсины из Марокко", а также роман "Пора, мой друг, пора" закрепили за молодым талантливым писателем звание одного из лидеров "молодежной литературы", которая возникла в конце 1950-ых начале 1960-ых гг, и во многом была связана с атмосферой хрущевской "оттепели", а также отрицанием культа личности и тоталитарного прошлого.

Произведения писателя, созвучные внутреннему миру, психологическому настрою и даже сленгу молодежи, быстро находили отклик. Их бурно обсуждали не только критики, но и простые читатели. В этот же период Аксенов становится членом редколлегии одного из популярнейших в то время периодических изданий - журнала "Юность".

К середине 1960-х гг. он начинает писать произведения, где рассматриваются причины неудачи "оттепели" и ситуация, возникшая в обществе в результате краха связанных с ней надежд. В 1968 г. выходит в свет повесть Аксенова "Затоваренная бочкотара", которую сам автор называл "сюрреалистической вещью в стиле тотальной сатиры". В этом произведении автор раскрывает всю нелепость и иреалистичность мира, в котором обитают персонажи.

В своих последующих работах Аксенов продолжил использовать методы абсурдизации и сюрреализма, с помощью которых он пытался гармонизировать разваливающуюся с его точки зрения прогнившую действительность. Эти его попытки вырваться из пут традиционного соцреализма вызвали на него огонь критики не только со стороны литературоведов, но и от представителей высших эшелонов власти. С осуждением писателя выступил даже Н. С. Хрущев. Крайне отрицательной была также реакция со стороны советского государственного и партийного руководства на появление его произведений на страницах зарубежной прессы во второй половине 1970-ых годов.

Из работ этого периода особенный интерес представляет роман Аксенова "Ожог"- одно из лучших произведений русской литературы 1960-1970-ых. гг, отражающих жизнь российской интеллигенции, которая, будучи одержимой творческими идеями, не может полностью реализовать себя в условиях сложившейся в стране системы, любая попытка укрыться от которой оканчивается неудачей и разочарованием. Поведение героев "Ожога", определяются их противостоянием толпе, которая очень далека от всего высокого и светлого, и является прямым порождением системы. Единственный выход из сложившейся ситуации автор видит в устремлении помыслов к Богу, и в духовном прозрении и очищении.

Другая значимая работа Аксенова - антиутопический роман "Остров Крым" подвергает резкой критике и разоблачению модную идею о мессианстве России, обнажая ее чудовищный смысл.

В 1979 г. Аксенов вместе группой единомышленников стал составителем и соавтором альманаха "Метрополь", который в советской печати так и не был опубликован. Издание альманаха в США стало причиной вынужденного отъезда Аксенова из страны в 1980 г. и лишения его советского гражданства. Уже в Вашингтоне ему удалось издать романы "Ожог", "Остров Крым", "Бумажный пейзаж", "Золотая наша железка", и т. д, которые в России так и не стали достоянием читателя.

Кроме писательской деятельности в США Аксенов занимался преподаванием русской литературы. Гражданство ему было возвращено только в 1990 г. после чего Аксенов неоднократно приезжал на Родину. Первым произведением писателя, вышедшем в России после его отъезда из страны, стала "Московская сага", состоящая из трех книг.

В начале 1990-ых Аксенова снова стали печатать в журнале "Юность", были изданы несколько новых произведений, а также собрание его сочинений. Литературные труды, написанные писателем в эмиграции, в частности "Московская сага", были убедительным свидетельством того, что даже вдали от Родины Аксенов продолжал оставаться истинно русским писателем, переживающим и болеющим душой за судьбу родной страны.

Он умер в 2009 г. в Москве. После его смерти был издан его автобиографический неоконченный

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Аксенова Василия Павловича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.