Аксаков Иван Сергеевич

Иван Сергеевич Аксаков - русский поэт, критик идеолог славянофильства, издатель-редактор, публицист, приходящийся братом К. С. Аксакову и сыном С. Т. Аксакову. Родился он 26.09.1823 в селе Куроедово, Белебеевского уезда, Оренбургской губернии. В период с 1826 и по 1838 год периодично проживал в Москве, где им было получено медицинское образование.

После того, как он окончил Училище правоведения в Петербурге, с 1842 и по 1843 год, то состоял на службе 6-го уголовного департамента Сената, о чем в память была создана мистерия, названная «Жизнью чиновника» (1843), где имело место восхваление мужества борца с бюрократией и разочарование в пользе службы государству. Между тем, Аксаков сам продолжал службу в Ярославской губернии, Петербурге, Калуге и Астрахани до того момента, пока не подал в начале 1851 года в отставку.

В 1852 году под непосредственной редакцией Аксакова выходит в свет первый том издания «Московский сборник», в котором объединялись «младшие» и «старшие» славянофилы, а также среди прочего опубликовавший собственный некролог Н. В. Гоголь. В марте месяце следующего года рукописный вариант второго тома, подобно самому изданию, стал запрещенным, что обосновывалось статьей Аксакова, в которой рассматривалась ярославская община ремесленников в качестве идеального устройства общества. Аксакова лишили права осуществлять редакцию любых изданий и подвергли надзору полиции.

В 1855-1866 году, в период Крымской войны, он вступает в Серпуховскую дружину, которая в свой состав включала и ополчение города Москвы. Стоит отметить, что эта дружина, дойдя до самой Бессарабии, в военных конфликтах участия так и не приняла. Находясь в путешествии по Европе, в Лондоне состоялась его встреча с Герценом. Позднее Герцен, разорвав отношения с Аксаковым в результате его поддержки политики правительства Царя в Польше, о данной встрече говаривал: «Мы с ним сошлись очень, очень». На территории славянских государств Аксенов выступал в качестве инициатора, формирования комитетов благотворительности славян.

Возвратившись в Москву, Аксаков взял на себя руководство конторой такого издания, как «Сельское благоустройство». А в 1858-1859 году, когда с него сняли запрет на осуществление деятельности редактора, он стал фактическим редактором журнала «русская беседа» А. И. Кошелева.

С этого момента Аксаков сделался ведущим славянофильским публицистом, который принял тезис К. С. Аксакова в отношении «нравственного равновесия» на территории Древней Руси и выдвигал призывы создания российского общества. Среды всесословной, которая бы одухотворялась народным внепартийным сознанием, упраздняющим дворянскую «народную» интеллигенцию - некий придаток аппарата государства, - а также распространяющей рассматриваемые привилегии по отношению ко всем сословиям. Являлся редактором-издателем московских газетных изданий «Русь», «Москвич», «Москва», «День», «Парус», которые настолько часто преследовались властями и закрывались, что нарекли в результате Аксакова «страстотерпцем цензуры любых направлений и эпох». По окончании 1850-х годов он несколько сблизился с купечеством Москвы, в состав которого входил Н. Ф. и И. Ф. Мамонтовы и небезызвестный издатель К. Т. Солдатенков, в материальном плане осуществлявших поддержку его изданий.

В период с 1857 года и по 1878 год, Аксаков являлся главой Московского комитета славян. Был снят с поста и из Москвы выслан за выступление в Московском благотворительном славянском обществе с резкими критическими высказываниями по отношению к позиции дипломатов из России на конгрессе в Берлине в 1878 году. Аксакову не понравилось то, что дипломаты дали свое согласие на разделение Болгарии и передачу ее под покровительство Турции, что с точки зрения Аксакова несколько ущемило Российские интересы после закончившейся турецко-русской войны.

С 1870 года на протяжении 10 лет Аксаков тесно сотрудничал с финансовыми кругами Москвы. В те времена он заметно увлекался идеями панславинизма, в чем Ф. М. Достоевский признавал себя его единомышленником и последователем. В 1869 году Аксенов входил в число инициаторов купеческого общества Москвы по взаимному кредитованию. Входил в состав Общества почитателей словесности России, а с1872 года по 1874 являлся его председателем.

Приходился с 1866 года зятем и почитателем Ф. И. Тютчева, а также автором очерка-биографии Ф. И. Тютчев, в котором развивал концепцию «пушкинского» времени русской поэзии, которое окончилось смертью самого Тютчева. Являлся автором пропитанной славянофильским пафосом и медиативной лирики, которая публиковалась в изданиях Москвы, а в частности: «Московский учебный и литературный сборник 1847 года», «Москвитянин», «Городской листок Москвы» и прочие. Также Аксаков написал стихотворный рассказ Поэтическая вольность, Зимняя дорога (1845) и незаконченные поэмы Бродяга, которые оказали определенное влияние на некрасовскую поэму «Кому на Руси...». На протяжении двух десятилетий, начиная с 1860 года, Аксаков пытался осознать новоявленные тенденции жизни общества пореформенной России, просматриваемую через идейную призму А. С. Хомякова и К. С. Аксакова. Он испытывал надежду, что крестьянская реформа должна привести к сословному сближению, тогда как институт земства должен содействовать восстановлению налаженности связей общества, что с позиции славянофилов является для Руси характерным. Аксаков полагал, что дальнейшее существование такого сословия, как дворяне, после 1861 года становится невозможным, и выдвинул проект дворянской самоликвидации, как сословия, упразднения в сословиях искусственного разделения, а также распространения привилегий дворян на все без исключения российские сословия.

Идейная линия дворянского самоупразднения высказана Аксаковым была в беседе с идеологами конституционализма дворян. Спустя небольшой промежуток времени, Аксаков полностью утратил надежду на вероятность скорого достижения на территории России общественной бессословной гармонии, но всё-таки критиковал конституционализм. По его убеждению, запрашиваемая либерально настроенным дворянством конституция для народного духа просто чужда, и неизбежно должна привести к образованию пропасти непонимания между властью и народом. Идентично первым славянофилам, в умозаключениях Аксакова монархизм находил удачное сочетание с признанием факта необходимости общественной и личной свободы, а также несовершенства каких бы то ни было форм проявления государственности: «Естественно, государство нужно, но в него невозможно слепо верить как полную человеческую норму и единственную цель. Идеалы личные и общественные располагаются выше любого государства, идентично тому, как внутренняя правда и совесть находятся выше внешней правды и закона».

В самом начале 1860 годов Аксаков дает формулировку общественной идеи. С его позиции, в той России, которая покончила с крепостным правом, стала крепнуть и развиваться новоявленная социальная сила, получившая название «Общество». По факту это получалась интеллигенция народа, которая призвана преодолеть любое отчуждение между народом и государством. Аксаков заявлял: «Общество воссоединяет народы любых сословий. Именно оно представляет собой духовную и социальную силу, не затрагивая при этом аспекты политические. Для того чтобы она имела возможность нормального развития, ему нужно предоставить свободы совести, печати и слова.

Между тем, ближе к середине 1860 годов, анализируя в стране социальные процессы, он невольно пришел к выводу, что фактически бессильным оказывается общество, и неспособно оно исполнить такую для России необходимую творческую и объединяющую миссию. Аксаков старался придерживаться, как политико-общественных, так и философско-религиозных идей самых первых славянофилов. Он же продолжил начатый своими предшественниками спор по поводу рационализма, узрев в нем логический смысл отрешенности от начала нравственности.

Скончался Аксаков в Москве 08.02.1886 г.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Аксаков Иван Сергеевич представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.