Айтматов Чингиз Торекулович


Родился киргизский прозаик Чингиз Торекулович Айтматов 12.12.1928 в кишлаке Шекер, расположенном на территории Киргизии в семье партработника. По наступлению 1937 года отца репрессировали, а будущему писателю предстояло воспитываться у бабушки. Естественно, что первые его впечатления о жизни характеризуются киргизским национальным жизненным образом. В семье разговаривали, как на русском языке, так и на киргизском, что в определенной степени определило у Айтматова двуязычный творческий характер.

Айтматов в 1948 году закончил ветеринарный техникум и с целью дальнейшего обучения поступил в с/х институт, окончил который в 1953 году. В 1952 году стал в периодической печати публиковать собственные рассказы, написанные на киргизском родном языке. После окончания института Чингиз на протяжении трех лет трудился в НИИ скотоводства, не переставая писать и печатать собственные рассказы. В Москве в 1956 году он поступает на Высшие курсы по литературе, оканчивает которые в 1958 году. В период окончания курсов был на киргизском языке опубликован его рассказ, под названием «Лицом к лицу». Тогда же в издании «Новый мир» публиковались его рассказы и увидела свет такая повесть, как «Джамиля», которая принесла Айтматову всемирную популярность. В этой повести основополагающим героем, которым явился 15-летний паренек, полностью проявились особые свойства прозы Айтматова - сочетание драматической напряженности в описании ситуаций и характеров с лирической составляющей при описании народных обычаев и самой природы.

Айтматов после окончания литературных курсов трудился в городе Фрунзе журналистом, был редактором издания «Литературный Киргизстан». В период с 1960 года и по 1980 в качестве депутата состоял в Верховном Совете РСФСР, являлся депутатом партийного съезда, состоял в редакционной коллегии «Литературной газеты» и «Нового мира». За собственные произведения он три раза награждался Государственной премией СССР (1968 год, 1980 и 1983).

В 1963 году увидел свет сборник Айтматова, получивший название «Повести степей и гор», за которую ему была вручена Ленинская премия. В книгу были включены такие повести, как «Материнское поле», «Первый учитель», «Мой тополек в красной косынке», а рассказывалось в них о непростых житейских и психологических коллизиях, которые происходили в жизни обычных людей из деревни, и их сложных взаимоотношениях с новым укладом жизни.

До наступления 1965 года, Айтматов писал исключительно на киргизском языке. Первой повестью, которая была написана на русском языке, стала «Прощай, Гульсары», изначально называющаяся «Смертью иноходца». Судьба основного персонажа, крестьянина из Киргизии Тананбая, настолько же типичная, как судьбы тех, чья жизнь описывается в «деревенской прозе». Тананбай непосредственно участвовал в процессе коллективизации, во время которой не обошел «вниманием» родного брата, но далее и сам стал жертвой карьеристов партии. Немаловажная роль в данной повести отводится образу иноходца Гульсары, сопровождающего Тананбая многие годы.

Критиками было отмечено, что образ Гульсары являет собой некую метафору человеческой сущности и его жизнедеятельности, в которой неотъемлемо проявление подавления личности, отказ от естества бытия. В частности, Г. Гачев назвал Гульсары особо характерным для Айматова «образом-кентавром о двух головах» человека и животного.

В такой повести, как «Прощай, Гульсары», сформирован внушительный эпический фон, который стал следующей немаловажной приметой, свойственной творчеству Айматова. Нашли применение сюжеты и мотивы киргизского эпоса Коджоджан и Карагул. В такой повести, как «Белый пароход», написанной в 1970 году, Айматовым создавался некоторый «эпос автора», который стилизовался непосредственно под эпос самого народа. В данном случае разговор идет относительно сказки, в которой говорится о Рогатой Оленихе-матери. Сказку эту главному персонажу «Белого парохода» рассказывал дедушка. На созданном фоне всего прекрасного и величественного в собственной доброте сказания, в особенности пронзительно ощущается весь трагизм самого ребенка и его судьбы. Ребенок самостоятельно заканчивал жизнь, не имея сил мириться со всей жестокостью и ложью, которая была присуща миру взрослых.

Эпические, мифологические мотивы воплотили в себе основу такой повести, как «Бегущий краем моря пегий пес». Всё действо осуществляется на побережье Охотского моря во времена бытности Великой Женщины-рыбы, являющейся прародительницей рода людского.

В 1973 году в соавторстве с К. Мухамеджановым он написал пьесу под названием «Восхождение на Фудзияму». По ней в театре Москвы «Современник» был поставлен спектакль, имевший грандиозный успех. Центральная идейная составляющая определена проблемой вины человека, характеризующейся неподачей голоса и молчанием против существующей несправедливости.

Айтматовым в 1980 году был написан первый роман, получивший название «И больше века длится день», который впоследствии назван был «Буранным полустанком». Основной персонаж романа - обычный казах Едигей, который трудится в степи на забытом полустанке. В судьбе самого Едигея, также как и в судьбах его окружающих людей, идентично капле жидкости, находит полное отражение судьба всей страны - с Отечественной войной, предвоенными репрессиями, утомительным трудом в послевоенные годы, возведением ядерного полигона в непосредственной близости от отчего дома.

Роман развивается в двух направлениях. События земного характера находят удачное перекликание с событиями в космосе. Космические цивилизации и силы космоса безучастными не остались к доброте и злу, исходящих от людей. Идентично повестям Айтматова, в романе под названием «И больше века длится век», значимое место уделяется верблюжьему образу - символу природного начала.

Кроме того, немалую значимость имеет и легенда о маме Найман Анна и сыне ее, ставшим по желанию злобных людей манкуртом. Манкурт - это жестокое существо, которое совсем не помнит собственных корней. Этот роман имел серьезный резонанс, а само понятие «манкурт» сделалось нарицательным, своеобразным символом неодолимых тех корректировок, произошедших с человеком современности, который разорвал все связи с основой своего появления и существования.

Следующий роман Айтматова под названием «Плаха», по многим показателям повторял те мотивы, которые были сформированы в прошлом произведении. В этом романе находят место образы Понтия Пилата и Христа. Критиками была отмечена эклектичность философии автора, которая теперь стала главенствовать над художественными достоинствами самого текста.

Далее Айтматов в собственном творчестве всячески развивал космическую и фантастическую тематику, ставшую основой для такого романа, как «Тавро Кассандры», написанного в 1996 году. С 1988 год и по 1990 Айтматов работал в качестве главного редактора издания «Иностранная литература». В период 1990-94 он работал киргизским послом в государствах Бенилюкса. Те произведения, которые были написаны Айтматовым, переводились на множество языков всего мира.

Скончался писатель 10.06.2008 года в Нюрнбергской клинике, где проходил курс лечения. Похоронили его 14 июня в мемориально-историческом комплексе под названием «Ата-Бейит», расположенным в пригороде Бишкека.

 

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Айтматова Чингиза Торекуловича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.